Президент Ассоциации текстильщиков России Шамхал Ильдаров 17 августа обратился с официальным письмом к президенту страны, в котором призвал уничтожать контрабандные и контрафактные изделий текстильной и легкой промышленности. Текст обращения был опубликован на официальном сайте Ассоциации. Помимо этого он хочет, чтобы Россия отказалась от закупок импортной одежды для госкомпаний и для акционерных компании с государственным участием.

По его мнению, это поможет российским предприятиям стать более конкурентоспособным, будет способствовать ипортозамещению и заставит дважды подумать потенциальных преступников.

- Уничтожение контрабандных текстильных изделий значительно поддержит отечественные предприятия, способные производить конкурентную продукцию, уменьшит их зависимость от субсидирования и налоговых преференций, ускорит государственную программу импортозамещения, пополнит бюджет новыми отчислениями, - сказано в сообщении.

Что такое контрабанда и контрафакт

Контрабандой является незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов, сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства, например, отказ от оплаты пошлины. В России вопрос контрабанды регулируется уголовным и административным кодексами РФ. Если через границу пытаются незаконно провезти продукцию, которая стоит больше 1,5 млн. рублей, то это считается крупной контрабандой. В этом случае нарушитель карается по статье 169 УК РФ. Если же стоимость товаров меньше этой суммы, то преступление признаётся административным правонарушением.

Контрафакт — это новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. Если, например, кто-то производит товар известной марки без разрешения или пытается имитировать дизайн и стиль знаменитого продукта, то этот товар будет являться контрафактным. Нарушителя могут наказать по статьям 146, 147 и 180 УК РФ в зависимости от объёмов и обстоятельств производства.

Мнения автора и сторонников идеи

Инициатива уже нашла отклик у экспертов из самых разных сфер. Сам автор инициативы, глава Ассоциации текстильщиков России Шамхал Ильдаров объяснил Metro, зачем он выдвинул эту идею, и как она может помочь людям.

- В России каждый третий товар, каждое третье текстильное изделие ввозится контрабандным способом. Всё это реализуется нашими супермаркетами, принося доход ЕС и другим странам, а не нашим отечественным производителям. Поэтому нужно бить по рукам тех, кто занимается этим. Эти меры будут созданы для того, чтобы контрабанду ввозить было невыгодно. Сейчас они, конечно, рискуют, но снимают банк с каждой третьей ставки, и это окупает всё остальное, - заявил он.

При этом Ильдаров отметил Metro, что речь идёт исключительно о контрабанде, а не о расширении санкций. Если из Германии, например, будут ввозить какой-то текстильный товар, и при этом человек будет иметь все соответствующие документы, то претензий никаких не будет. Никто уничтожать ввозимую продукцию не станет. Речь не идёт о полном запрете текстильной продукции из стран ЕС.

Президент Ассоциации рассказал, что сейчас штрафы за контрабанду смехотворные, эти меры никак не окупают тот ущерб, который наносят преступники. Именно по этой причине и нужны столь радикальные идеи, чтобы отбить желание незаконно провозить товар в страну.

- Сейчас контрабандист максимум рискует получить свой товар на пару недель позже и заплатить штраф в размере 30 тыс. рублей. Они оплачивают пошлину после нарушения, компенсируют штраф, а после забирают товар. Эта мера несоизмерима с их доходами. Если же человек не забирает свои товары, то государство его конфискует, и это идёт на развалы "Всё по 5 рублей". С таким конфискатом отечественному производителю невозможно конкурировать: страна огромная и конфиската много. В итоге, страдают те люди, которые работают на производстве, налоговая база теряет деньги, всё идёт по цепочке — добавил он.

На вопрос, почему таможенники позволяют контрабанде попасть в страну Ильдаров сказал, что сейчас там не хватает ресурсов. У таможенников огромный поток товара и всё отследить сложно. Не всегда удаётся найти нелегальный груз. При этом он отметил, что главными контрабандистами являются страны ЕС и Америка.

- Я уверен, что за темой контрабанды стоят Европейские страны, которые враждебно настроены к России, потому что контрабанда ведёт к подрыву экономики любого государства. Я не думаю, что Китай заинтересован в подрыве нашей экономики, такую задачу ставят страны Европейского союза и Америка. Поэтому я на них акцентировал внимание, - заявил Ильдаров

Что касается другого пункта обращения о запрете закупок для госкомпаний и компаний с государственным участием, то глава Ассоциации привёл в пример Сбербанк и Лукойл. Он считает, что подобные организации могут и должны закупать одежду и форму для своих сотрудников у отечественных производителей, а не зарубежных.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов поддержал инициативу Ассоциации текстильщиков России, согласно которой вся ввозимая в Россию контрафактная одежда должна уничтожаться. Он рассказал Metro, что считает, что контрабанда вредит не только экономике страны, но и российским покупателям.

- Ширпотреб из Китая везут тоннами. Тонна штанов, тонна рубашек и всё это низкого качества. Это может даже угрожать жизни людей. Если её не уничтожать, то одежду будут продавать, и от этого никто не выигрывает. Мировой опыт заключается в том, чтобы уничтожать такую продукцию. Что касается европейских брендов, то зависит от страны. Например из Польши, Румынии, Болгарии — я не думаю, что там качество выше китайского, - отметил он.

При этом депутат не одобряет высказывания о том, чтобы раздавать конфискованную одежду бедным слоям населения, потому что, по его мнению, она всё равно не дойдёт до тех, кто в ней нуждается.

- До бедных эта одежда не дойдёт никогда. Она окажется на прилавках магазинов и, в первую очередь, рынков, и на ней будут наживаться спекулянты. Только наивные думают, что это дойдёт бедным, - заявил он.

Юристы против уничтожения

Однако не все разделяют оптимизм по поводу идеи уничтожать тоннами контрабандную одежду и контрафакт. По мнению ряда юристов, это не только странно, но и незаконно. Так вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Владислав Корочкин пояснил Metro, что авторы инициативы проявляют правовой нигилизм, предлагая уничтожать конфискованные товары.

- Это глупость полная. Иллюстрация незнания Конституции Российской Федерации. Гражданский кодекс и Конституция страны предусматривает технологии по изъятию чужой собственности, там сказано только о конфискации и реквизиции. Других форм не существует. Реквизиция — это возмездное изъятие, а конфискация — это дополнительная мера наказания. Если речь идёт об уничтожении чего-либо, то сначала государство должно забрать в свою пользу товар, а потом уничтожать. При этом никто не говорит или не знает, кто везёт контрабанду. Чтобы всё проходило на правовой основе, придётся переписать Конституцию и правовой кодекс, - заявил он.

Корочкин отметил, что идея про уничтожение текстиля, это не более чем демагогия и популизм со стороны людей, которые озвучивают такие идеи на волне всеобщей истерии.

- Всё это популизм на общественной волне. Есть таможенный кодекс, гражданский, Конституция. Если установлено, что кто-то что-то ввёз незаконно - нужно узнать кто и наказать виновных. А это цирк, такая мера никому не поможет, - добавил он.

С мнением Корочкина согласен и бывший заместитель главного управлении по борьбе с контрабандой Федеральной Таможенной Службы, адвокат Марат Файзулин. Он заявил Metro, что задумка с уничтожением текстиля и вся санкционная война противоречит положениям Таможенного союза.

- Здесь ситуация такая же, как с санкциями. Россия, принимая решение о введении санкций, не согласовала это с членами Таможенного союза. Таможенный союз должен вводить санкции. Мы ограничили собственный суверенитет, вступив в союз. Мы сами отказались в одностороннем порядке от того, что можем вводить запреты. Мы должны вводить запреты втроём. Вот и возникает проблема с едой, текстилем. Мы этого не понимаем, к сожалению. Отсюда несоответствие в отдельных статьях КоАП, - заявил Файзулин.

Помимо этого он отметил, что данные идеи не направлены на то, чтобы помочь потребителю. По его мнению, ассоциация просто хочет избавиться от конкурентов таким необычным способом.

- То что предлагает ассоциация — это лоббирование собственных интересов, они заботятся о сбыте своей продукции, а для этого они зачищают рынок, - добавил адвокат.

Промышленники предлагают раздать одежду

Представители промышленных союзов также со скепсисом отнеслись к уничтожению одежды на местах. Они не считают, что эта мера как-то поможет в борьбе с контрабандой, она может лишь привести к удорожанию товаров.

Как объяснил Metro руководитель Межрегионального союза предпринимателей Прокудин Сергей, есть вполне прозрачные механизмы, которые можно использоваться, чтобы раздать одежду нуждающимся.

- Я считаю, что уничтожать текстильные изделия неправильно, их должны реализовывать. Это не продукты, которые могут нарушать санитарные нормы. Их можно использовать в гуманитарных, социальных сферах через интернет-ресурс, чтобы всё было прозрачно и не было коррупции, - сказал предприниматель.

Он также заявил, что уничтожение контрабандной продукции может привести к определённому повышению цен в магазинах, что в итоге ещё больше отразиться на доходах россиян. Однако есть и плюсы у данной идеи.

- Любое уничтожение ведёт к повышению цен, потому что сразу невозможно это заместить. С другой стороны, это может привести к расширению производства в России. С контрафактом бороться надо, изымать надо, просто способ борьбы неправильный, - добавил он.

Аналогичного мнения придерживается и президент Российско-азиатский союза промышленников и предпринимателей Виталий Монкевич. Он считает, что уничтожение одежды — это кощунство для нашей страны.

- Я как гражданин абсолютно против уничтожать вещи, продукты, потому что всё это может куда-то пойти, нуждающимся людям, например. Одежду можно отдавать в детские дома, это было бы правильнее. Я считаю, что на российской экономике это никак не скажется, - заявил он.

Как это может отразиться на кошельке покупателей

Руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников объяснил Metro, почему лишь одним сжиганием ничего не решить, и как подобные меры отразятся на деньгах рядового потребителя.

- Всё это единая система. Это не проблема отечественных производителей, это проблема органов, которые должны отслеживать контрабанду. Видна неэффективность ведомств. Плюс надо учитывать, что происходит в самих отраслях. Из этого получается, что государственная поддержка тоже неэффективна. Одним уничтожением ничего не решить. В это же время, достаточно слабая конкуренция и подобные демонстративные акции будут вести к увеличению цен. Мы это уже сейчас видим на примере ряда продовольственных мер. Товарная масса исчезает, а цены реагируют так, как всегда реагируют. Катастрофического взрыва не будет, но из-за этого цены будут однозначно расти, - заявил он.

Отметим, что ранее Ассоциация уже предлагала ввести полноценное эмбарго на импортные ткани. Так в сентябре прошлого года сосуществующее письмо было отправлено президенту Путину, но осталось без ответа.