В конце августа начинаются съемки нового художественного фильма "Батальон смерти", который рассказывает о подвиге отряда женщин, созданного в Санкт-Петербурге по приказу временного правительства в 1917 году. Metro пообщалось с автором идеи и генеральным продюсером картины и выяснило, почему он выбрал такую тему, как отбирал актеров, какое у него самого отношение к Первой мировой войне и о том, как относится к новому проекту Министерства Культуры

Расскажите, как пришла идея такого кино? Почему выбрали именно такую тему и именно Первую мировую войну?
– Если обратиться к истории столетней давности, многое становится понятно о том, почему мы сейчас так живем. Почему так мир поделился - кому это было нужно, почему Германия меньше чем через 20 лет опять собралась с нами воевать. Занимаясь Второй мировой войной, мы вполне логично задумывались о том, как и почему она началась, и пришли к выводу, что Вторая мировая — это незаконченная Первая. Два года назад президент нашей страны, выступая в Совете федерации, сказал, что, допустив поражение России во Второй мировой войне большевики совершили акт национального предательства, при этом сделав все, чтобы эта война была забыта. Теперь же 1 августа — официальный день памяти защитников отечества во время Первой мировой. Это очень справедливо, наконец. Но если Вторая мировая изобилует сюжетами, которые достойны экранизации, то об истории Первой мировой мы вообще ничего не знаем.

Как подбирали актеров? Был ли какой-то определённый принцип?
– Марат Башаров сыграет Керенского, он очень похож на него внешне. Но также я преследовал и другую цель - дать ему такую роль, которую он еще не играл. Это справедливо и в отношении Марии Ароновой. Она играет командира "батальона смерти" Марию Бочкареву. Честно говоря, никого кроме нее я в этой роли не видел - хотя Аронова как раз не очень на нее похожа. Но внутренняя сила у обеих, думаю, одинаковая. Кто еще мог сыграть женщину, которую солдаты принимали за свою? Маша Кожевникова играет Веру Скрыдлову, адъютанта Бочкаревой. Помимо прочего она известна тем, что стала единственной женщиной, которая была награждена Георгиевским крестом. Здесь мне важна была не только женская смелость Маши (а для роли она побреется наголо), но и ее гражданская позиция, которую она не боится защищать.

В чем основная фабула?
– Мы будем делать фильм о женском батальоне, созданном в марте 1917 года по приказу Временного правительства, для поднятия боевого духа армии. Тогда немцы уже братались с нашими солдатами, фронт стоял, никто не хотел воевать, хотя победа была практически у нас в руках, не случись бы сначала февральской буржуазной, а затем Великой октябрьской социалистической революции, и в последствии гражданской войны. Мы бы с вами жили совершенно по-другому. У нас были бы и Дарданеллы, и Босфор, и много чего еще. Просто Великая Российская империя была очень не нужна многим людям в Старом и Новом свете... По итогам той войны России гордиться нечем, но найти в этой истории патриотическую направленность необходимо. И история этого батальона смерти — как раз из таких. Его собрали, дабы солдаты устыдились, увидя, что женщины с винтовками пришли на фронт. В итоге женщины увязли с немцами: и в штыковую пошли, и газовую атаку на себе испытали. Хотя на фронте их никто не ждал...

Что будет нового и необычного конкретно в этой ленте?
– Ничего нового и необычного в современном кино уже не может быть. А вот степень искренности и проникновенности отличает хорошее кино от плохого. Будем всеми силами добиваться этой степени.

Ваше личное отношение к подвигу батальона?
– Подвиг девушек не спас нас от октябрьского переворота и последующей гражданской войны – самого чудовищного, что может быть, когда свои убивают своих. Но этот подвиг не забыт, ибо он послужил хоть каким-то напоминанием о том, что мы были и остаёмся великой нацией, способной возрождаться из грязи, крови и предательства.

Как правильно изобразить то время? Я слышал, у вас было немало проблем с воссозданием точной исторической картины...
– Как и в "Брестской крепости", в этой картине мы будем добиваться максимальной достоверности в кадре, хотя и отдаём себе отчёт в том, что та столетней давности эпоха сложней для производства. Современный зритель ту эпоху уже не ощущает, а посему на нас лежит огромная ответственность «не наврать». Однако, есть фотографии, воспоминания и кинохроника той поры, да и консультанты у нас высоко ответственные и профессиональные люди. Авось, справимся.

Какой бюджет у картины? Когда планируете выпустить фильм в прокат?
– Бюджет схожий с "Брестской крепостью" - около 250-ти миллионов рублей. Картина должна быть готова к следующему году и представлена – 1-го августа в День памяти Защитников отечества Первой мировой войны.

Расскажите о вашем личном отношении к той войне и какая война важнее для вашей семьи (Первая или Вторая мировая)?
– В первую Мировую войну я потерял двух Прадедов, во вторую Деда – он погиб в Московском ополчении в самом начале войны. И, что характерно, все они в разное время погибли от немецкой пули. Думаю, что нынешние немцы в полной мере ощущают вину своих предков перед нами. Но это не значит, что я их простил.

Совсем недавно Министерство культуры России выделило картине «Батальон смерти» государственную субсидию по итогам открытого "питчинга" фильмов, проведенного впервые в этом году. Как вы оцениваете подобное нововведение?
– Я не люблю англицизмы, поэтому слово "питчинг" мы можем заменить фразой "представление авторами своих фильмов для финансирования министерством культуры". В таком соревновании, безусловно, побеждают те фильмы, которые более всего проработаны и которые максимально отвечают государственным интересам. Учитывая, что часть финансирования этих фильмов берет на себя государство, то и фильмы должны отвечать государственным задачам. Мероприятие, в котором присутствует слово "открытый" мне уже нравится. Профессионалы открыто оценивают представленные другими профессионалами фильмы. Что в этом может быть плохого? Мне даже понравилось то, что для защиты проекта было предоставлено не больше пяти минут. Если проект можно представить за столь короткое время, и он будет понятен, значит он задуман верно. Есть даже такое понятие у продюсеров "успеть всё рассказать пока едешь в лифте". Если говорить о критериях оценки, то, как мне кажется, главными являлись профессиональная подготовленность проекта и, безусловно, его государственное значение. У нас в стране, к сожалению, пока ещё невозможно снимать патриотическое кино без поддержки государства.

Картина, которую Вы представляли, отвечала всем критериям?
– Во-первых, "Батальон смерти" - это действительно патриотический фильм, который будет воспитывать у россиян чувство гордости за свою страну. Во-вторых, эта картина раскрывает неизвестные страницы российской истории. На данный момент фильм уже находится в конце подготовительного периода. Проведен актерский кастинг и другие подготовительные работы. Съемки картины начинаются в конце августа. Все это говорит о том, что фильм отвечает требованиям, предъявленным Министерством культуры. Что же касается бюджета фильма, то он не будет кардинально отличаться от фильма "Брестская крепость", хотя эпоху столетней давности снимать сложнее.

Есть ли какая-то связь, кроме имени генерального продюсера, между фильмами "Брестская крепость" и "Батальон смерти"?
– Да, оба фильма рассказывают о человеческом выборе и о тех людях, которые делают этот выбор в пользу того, что они понимают под своим долгом по отношению к Родине.

Насколько мне известно, совсем недавно Вы проводили актерский кастинг на форуме "Селигер" среди его участников – непрофессиональных актеров. Почему именно там и какие результаты кастинга?
– В настоящее время, также как и 100 лет назад, одним из важнейших качеств человека считается его активная гражданская позиция. В начале 20 века, чтобы помочь России девушки шли на фронт, даже на смерть. Сегодня, слава Богу, войны нет, но молодые люди чувствуют ответственность перед своей Родиной. Я каждый год приезжаю на форум "Селигер" и узнаю о различных молодёжных проектах по улучшению страны. У этих молодых людей загораются глаза от слов "Родина", "Россия". Это именно то, что нужно для картины. Прибавьте к этому абсолютную схожесть некоторых девушек с типажами столетней давности, и вы поймете, почему я решился на этот неожиданный шаг.

А как же актерское мастерство?
– Естественно, для исполнения главных ролей нужны серьёзные актеры. Для исполнения ролей второго плана достаточно будет режиссерского мастерства и огромного опыта работы с актерами Дмитрия Месхиева.

Вас, как и Дмитрия Месхиева, часто называют создателем звезд. Может быть, эти девушки и есть будущие звезды?
– Действительно, из моих предыдущих проектов "Оба-на!", "Угол-шоу" и "Добрый вечер с Игорем Угольниковым" вышли многие нынешние звезды: Гарик Мартиросян, Нона Гришаева, Мария Аронова и многие другие. В фильме «Батальон смерти» сыграет одну из главных ролей в паре с Машей Кожевниковой совсем неизвестный очень хороший актёр из провинциального театра. Его фамилия Аузин. Запомните.