Актеры, катающиеся на сегвеях и прыгающие на джамперах, дирижабль, парящий прямо над зрителями, паровоз, выезжающий на сцену,   – это только небольшая часть того, что увидят зрители постановки «Музыка серебряных спиц».  

Ожидается, что на один из премьерных спектаклей придет сам Гребенщиков. Для БГ мюзикл тоже станет сюрпризом, хотя, конечно, без его участия проект бы не появился.

– Мы не могли бы отправиться в плавание без поддержки автора песен,   начиная с  юридических формальностей: прав на использование музыки и текстов, – рассказал Metro режиссер спектакля Виктор Крамер. – Но главное не в этом. Конечно, хотелось, чтобы этот проект для самого Гребенщикова стал как минимум интересным. Естественно, мы встречались, обсуждали, что бы это могло быть. Идея сказки для взрослых, фантазийного мира, в который попадает главный герой, была сразу поддержана, так как она соответствует творчеству Бориса Гребенщикова, фантастичному и многоплановому.

В стране, которую режиссер по аналогии с Зазеркальем назвал Загребенье, живут многие легендарные персонажи, придуманные БГ:   Паисий Пчельник, капитан Воронин, сестра Хо, братья Забодай, старик Козлодоев, Билли Боб Харлей, Иван и Данила, Партизаны полной луны.
– У нас не влез Электрический пес, я до сих пор переживаю. Может, еще появится – во второй серии, – отметил Крамер.

Песни «Аквариума» звучат по-новому: исполняет их Markscheider Kunst. Как сказал Metro Виктор Крамер, группа попала в проект «по удивительному стечению обстоятельств».

В начале осени актерам пришлось покинуть на полтора месяца площадку Мюзик-холла – там готовились к показу мюзикла Mamma mia! Работа над «Музыкой серебряных спиц» продолжалась в Центре современного искусства имени Сергея Курехина.

– Мы там репетировали, а в подвале кто-то постукивал, побрякивал, поигрывал. Нам стало интересно: кто же там внизу? Оказалось, что Markscheider Kunst. Мы в тот момент как раз искали музыкантов для работы над проектом – и так эти замечательные ребята стали нашими союзниками, – поделился режиссер.

Финальную песню «День радости» исполняет целый хор, уезжающий на паровозе. У локомотива тоже своя история: деньги на него присылали со всей страны – сбор был организован на одном из краудфандинговых сайтов. В обмен жертвователи получили приглашения на спектакль.

Виктор Крамер
режиссер
:

- БГ – притом что он философ и мыслитель, который пытается привести нас в какие-то не всегда нам самим доступные области, –  остается веселым артистом, тем, кто иногда может эпатировать просто потому, что в жизни масса бурлеска, красоты, смеха.

В спектакле мы сделали акцент на игру, но есть и несколько драматических нот, для меня достаточно жестких, которые принципиально разрушают жанр мюзикла. Сама жизнь для меня – это трагикомедия, в которой есть все: горе, радости, нелепости, случайности. И для меня очень важно было включить в спектакль такие разные эпизоды.

Наша труппа тоже очень разноплановая. Мы приглашали на кастинг всех, кто хотел поучаствовать. В спектакль попали уличные артисты, художники. Приехал грузчик из Рязани, долго махал на сцене мячом и в итоге тоже участвует в проекте. Но, конечно, есть и актеры-профессионалы.

БГ попросил разобраться в ситуации с домом на Моховой
– С Борисом Борисовичем мы знакомы давно, – рассказал Metro петербургский журналист Михаил Садчиков. – Бесед на музыкальные темы провели немало. Но однажды БГ меня удивил.
   Как-то на мобильный телефон Садчикова позвонил Гребенщиков.

  – Я, честно говоря, подумал, что разговор пойдет о музыке, – вспоминает Михаил. – Ан нет. Борис Борисович попросил меня обратить внимание на исторический дом на Моховой улице – дом Бенуа, в котором Владимир Бортко снимал эпизоды «Собачьего сердца».
   – Там живут мигранты, и я не против них, – добавил музыкант, – но думаю, что жить они должны в другом месте.

  В итоге журналист получил редакционное задание и отправился к месту, указанному  лидером рок-группы «Аквариум».

  Все сказанное им по телефону подтвердилось. Огромные по площади коммунальные квартиры действительно оказались заселенными сотнями мигрантов. Мало того, на приезжих жаловались и граждане, проживающие в соседних домах: пустые пивные банки разбрасывают, окурки, везде грязь.

В общем, усилиями классика российского рока удалось довести эту проблему до чиновников.


Альбом. Курехин, БГ и Сигле его так и не записали

– Дело было уже в постперестроечное время, – вспоминает композитор и продюсер Андрей Сигле. – Сережа Курехин и Борис Борисович арендовали здесь, в Петербурге, на два месяца студию «Мелодия». Хотели новый альбом записать. Меня пригласили как клавишника.
По тем временам, вспоминает Андрей, на такой срок арендовать студию было событием из ряда вон.

– Работа начиналась  с того, что приходил сначала Сережа, потом БГ, – рассказывает Сигле. – Спорили до хрипоты,  какие музыкальные секции записывать  первыми. Дело заканчивалось походом в магазин. В общем, альбом мы так и не записали.

Справка:
Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года.
•    1972 год. Вместе с Анатолием Гуницким и группой единомышленников основал группу «Аквариум».

•    1981 год. Стали членами Ленинградского рок-клуба.

•    1989 год. Запись за границей первого англоязычного альбома «Аквариума».