С каким настроением встречаете юбилей, Михаил Тимофеевич?

- Я счастлив, что автомат продолжает жить и развивается. Лучшего я и не мог желать. Так что я счастливый человек.

Как вы считаете, в чем секрет популярности автомата Калашникова?

- Солдат сделал оружие для солдата. Я сам был рядовым и хорошо знаю трудности, с которыми сталкиваются в солдатской жизни. Я постарался сделать так, чтобы мой автомат был не только эффективным в бою, но и удобным. Когда дорабатывалась его конструкция, я бывал в военных частях, консультировался со специалистами. И солдаты говорили мне, что их устраивает, а что нужно доработать. Получилось простое, надежное и эффективное оружие. АК работает в любых условиях, безотказно стреляет после того, как побывает в земле, болоте, упадет с высоты на твердую поверхность. Он очень простой, этот автомат. Но хочу сказать, что сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное.

Существует сегодня школа Калашникова?

- У меня есть последователи. В оружейном деле специализируется мой сын Виктор. Он с самого начала был самостоятельным конструктором. Я рад, что не являюсь незаменимым в этой сфере, дело не должно держаться на одном человеке.

Как вы думаете, ваш автомат еще долго будет популярен?

- Каждому конструктору хочется, чтобы его детище жило как можно дольше. Думаю, этот автомат еще послужит армии. Специалисты считают, что его не превзойти минимум до 2025 года. Что ж, буду не против, если такое случится.

Вы расстраиваетесь, когда узнаете, что АК производится контрафактно?

- Обидно даже не за себя - за страну, наших оружейников. Подделки наносят ущерб репутации России.

Вам не раз приходилось слышать обвинения в свой адрес, что ваше оружие стреляет в горячих точках планеты...

- Когда меня пытаются в этом обвинить, не соглашаюсь. Я создавал оружие для защиты своей страны. И это - основная цель, которой оно служит. А за то, что АК попадает в горячие точки, должны отвечать не оружейники, а политики, которые не могут решать проблемы мирным путем. Стреляет не оружие. Стреляет человек. Мне больно, когда гибнут невинные люди.

На Западе вы бы стали одним из богатейших людей...

- Нельзя все мерить деньгами. Для меня самое дорогое, когда люди говорят: "Ваше оружие спасло мне жизнь!" Зачем мне миллионы? Я и так живу хорошо.