Конституционный суд Российской Федерации постановил, что решения Европейского суда по правам человека будут приниматься только с учетом верховенства Конституции. Поэтому Россия будет рассматривать все вердикты Страсбургского суда и только потом решать, стоит их исполнять или нет.

-Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ не могут отменять приоритет Конституции. Разрешать вопрос о применении национального законодательства должны национальные власти, — отмечается в постановлении, оглашенном судьей Сергеем Мавриным.

Как сказал Metro депутат Государственной думы от фракции "Справедливая Россия", один из авторов запроса в КС Александр Тарнавский, он доволен решением суда.

-Мы удовлетворены тем решением, который вынес Конституционный суд. Мы изучали европейскую практику и оказалось, что хотя мы ратифицировали конвенцию, у нас не было пояснений, как выполнять то или иное решение ЕСПЧ. Надо отметить, что даже не во всех странах Европы слепо следуют ЕСПЧ. Вердикт КС теперь позволит разделять радикальные и недружественные решения европейского суда. Так что теперь европейские судьи смогут защищать интересы граждан, но не вторгаться в политику, - объяснил он.

Депутат Государственной думы от фракции ЛДПР Илья Дроздов также горячо приветствовал решение Конституционного суда, но отметил Metro, что этого всё равно недостаточно.

-С точки зрения защиты национальных интересов России — это безусловно положительное решение. Это в интересах нашей страны. Но вопросы надо решать не точечно, а системно. У нас существует в Конституции в 15 статье 4 пункт — колониальный пункт, где написано, что в случае противоречия международных договоров национальным, приоритет отдаётся международным. Его надо отменять. Вопрос надо решить один раз и навсегда, - высказался Дроздов.

Противоположной точки зрения придерживаются правозащитники. Так руководитель информационно-аналитической службы движения "За права человека" Евгений Ихлов рассказал Metro, что это весьма лукавый ответ со стороны Конституционного суда.

-Решение Конституционного суда очень противоречиво. Есть несколько моментов, которые надо учитывать. Первое - требование соблюдать решение ЕСПЧ прописано в Конституции 15 статья 4 пункт. Второе - европейский суд не ставит вопрос о базовом пересмотре российской Конституции. В третьих - европейский суд касается правоприменения российских же норм, вытекающих из Российской же Конституции. Это означает, что решение противоречит само себе. Так что это достаточно лукавая формула, - отметил он.

Скепсис Ихлова разделил адвокат и президент Российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий. Он пояснил Metro, что пока остаётся много юридических моментов, которые надо понять.

-Если исходить с позиции Конституционного суда, то, с точки зрения государственных интересов, она конечно выглядит правильно. Но с моей точки зрения, как юриста и правозащитника, это противоречит действующей Конституции, где прописано, что международные нормы имеют приоритет. Решения ЕСПЧ обязательны для исполнения всем, кто ратифицировал конвенцию по правам человека. Если будут внесены изменения в Конституцию, то тогда это решение будет более легитимным. У Америки, которая ратифицировала конвенцию, например, прописано, что внутренние нормы превалируют над международными, - заявил он.