Финансовый конфликт между сервисом Eviterra, продающим авиабилеты, и его партнёром «Авиа Центр» привёл к тому, что праздник был испорчен у тысяч пассажиров. Их билеты оказались аннулированы накануне Нового года. Как отмечают в руководстве сайта, до сих пор ведётся работа по восстановлению билетов. Следствие же подозревает бизнесменов в мошенничестве на миллион рублей. Сам «Авиа Центр» подаёт в суд на Eviterra с требованием выплатить 167,5 млн рублей.

По мнению экспертов, опрошенных Metro, «новогодняя история» не показательна для отрасли: это частные ошибки в планировании бизнес-процессов. Но имиджевые последствия у неё могут быть – речь о доверии к онлайн-бронированию в целом. Как отмечает Александр Сизинцев, генеральный директор Biletix, причины краха вполне типичны для стартапов.

– Это установление необоснованно низких цен, проще говоря, демпинг, гонка за объёмами продаж любой ценой, недостаточные финансовые знания руководства, – отмечает он.

По словам Дмитрия Горина, генерального директора компании «Випсервис», по международным правилам аннулировать билеты запрещено. Это может сделать только сам пассажир. И здесь «Авиа Центр» нарушил постулат, когда не получил денег от Eviterra.

– В сложных обстоятельствах не всегда получается принимать идеальные решения, особенно если речь идет о больших цифрах, – рассказыает он. – Дилемма топ-менеджеров «Авиа Центра» была простой – закрыть глаза на задолженность и включить риск остаться должными поставщикам 200 миллионов рублей или отключить, закрепив долг, который за праздничные дни мог непредсказуемо возрасти. Немалую роль сыграли время и обстоятельства – Новый год! Восемь дней праздников, когда отдыхают все, включая банки. Метод ежедневной оплаты, который был бы более здоровой альтернативой отключению, не мог быть применен.

Но, как отмечает Константин Калинов, основатель сервиса Aviаsales.ru, последствием скандала может стать как раз развитие рынка.

– Мы ждём появления целого ряда новых сервисов: поиска сложных маршрутов (например, Москва – Бангкок – Пхукет – Москва), дополнительных предложений (когда вместе с билетом вам предлагают отель или машину), комбинации различных перевозчиков в одном билете, – прогнозирует он.

Как обезопасить себя при покупке авиабилетов в Интернете

Константин Калинов,
основатель Aviasales.ru

– Мы неустанно повторяем – читайте правила тарифа, по которому вы покупаете билет. Если разобраться, там все написано про то, как вернуть или поменять дату вылета. Также стоит напомнить, что лучший способ оплаты билетов – пластиковая карта. В этом случае, в сделке участвует еще и ваш банк, через который можно будет отозвать неправомерную транзакцию. Стоит также обращать внимание на слишком низкую цену по сравнению с другими агентствами (насторожить должная разница в 15 и более процентов).

Дмитрий Чуйко,
директор по электронной коммерции S7 Airlines

– По возможности, при покупке авиабилета стоит избегать непроверенных сайтов. Слишком низкая цена авиабилета, не сопоставимая с ценой на других ресурсах и на сайте авиакомпании, должна насторожить. Если у пассажира возникли какие-то сомнения уже после покупки билета на онлайн трэвел-ресурсе, мы рекомендуем обратиться в контактный центр авиакомпании и проверить статус бронирования, факт оплаты билета, есть ли пассажир в списках на рейс. Если у вас нет уверенности в надежности конкретного билетного сайта, то лучше покупать билет на сайте самой авиакомпании.

Александр Сизинцев,
генеральный директор Biletix

– Тревожными сигналами, что вы попали на мошеннический сайт, могут быть:

  • Если сайт появился совсем недавно.
  • Если на нем не указаны адреса и телефоны, не написано ничего о самой компании, истории ее возникновения и развития.
  • Сильно отличающиеся от конкурентов, очень низкие цены. Агентства выписывают авиабилеты через разные системы, поэтому колебания в пару тысяч рублей вполне нормальны. Однако если на сайте цены ниже всех конкурентов в несколько раз, возникает вопрос, существуют ли такие авиабилеты в природе и получит ли их пользователь?
  • Отсутствие отзывов о компании в Интернете. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому единичных негативных отзывов не стоит пугаться. Но если о своем опыте заказа билетов на выбранном вами сайте не рассказал ни один интернет-пользователь, это заставляет задуматься.
  • Компания периодически дает рекламу в Интернете, но кроме этого ее нигде невидно и неслышно. Такое позиционирование говорит либо о желании остаться «темной лошадкой», либо об отсутствии бюджета.