Самая титулованная женщина пилот, выступила с шоу в рамках этапа чемпионата мира по авиагонкам Red Bull Air Race в Казани. В интервью Metro она рассказала, как обстоят дела в авиации в России, что её вдохновляет летать и что может быть важнее работы

Я видела много видео, на которых у вас красиво развеваются волосы и давно хотела спросить, почему вы летаете без шлема?
Это у Red Bull настоящие лётчики, а мы так, игрушечные (смеётся). Просто на пилотаже в шлеме тяжело, потому что большие перегрузки постоянно. Это обычная практика.

Знаете ли вы Мелани Астелс, которая выступает в Air Race? И вообще со многими ли пилотами знакомы?
Да, когда-то раньше в соревнованиях принимали участие. С Йоши Муроя, Холлом, Мартином Шонкой, с Кирби.. практически всех знаю за исключением нескольких.

Есть ли Мелани шанс перейти в более высокий класс Challenger?
Шанс есть всегда у всех. Обязательно перейдёт, потому что обновление в серии идёт постоянно.

Вам наверняка говорили, что авиация – неженское дело. В какой момент вы поняли, что не нужно ничего никому доказывать?

Наверное, недавно. Поняла и как-то успокоилась. Я не хочу войны, а её в команде много и нужно менять людей в руководстве, которые устарели и тянут всю команду на дно. Мне всегда хотелось, чтобы в стране развивался наш вид спорта, выпускались самолёты, страна летала, ведь у нас авиационная держава всю жизнь была. А сейчас мы не имеем своих самолётов и вынуждены летать непонятно на чём. Обидно, когда в команде люди, недостойные представлять страну на международных соревнованиях, и ты ничего с этим не можешь сделать. Но я поняла, что бороться очень сложно с системой и надо делать своё дело насколько это возможно.

Идёт ли молодёжь в ваш вид спорта?
Практически нет, потому что нет финансирования, госпрограммы, самолётов. Молодёжь бы готова идти летать, ведь у нас нехватка и в гражданских училищах.

Какие страны в этом могли бы служить примером?
Америка, Франция. А сейчас как в Румынии хорошо! У них аэроклуб поддерживается государством, полное финансирование, свой аэродром, да ещё огромный. В других странах тоже идёт развитие, но в основном за счёт того, что зарплаты большие и люди могут купить самолёт, а государство поддерживает.

Вы очень патриотичны. Какое мнение о России вы хотите донести до мира?
Что это открытая, гостеприимная, очень культурная исторически страна. Есть люди, которые просто любят Россию и русских уважают, а есть те, кто судит по прессе и относится холодно. Но я не знаю ни одного человека, который посетив Россию, сказал, что ему не понравилось или сказал что-то плохое.

В жизни вы весёлая. А есть ли у вас тумблер, который переключается, когда садитесь за штурвал?
Да. Мне всегда говорили, что когда я сажусь в кабину, то я очень серьёзная, что это два разных человека. Наверное, так у всех. Где-то ты можешь посмеяться, а где-то нужно собраться и сделать дело.

Есть ли какие-то качества, без которых нельзя стать пилотом и такие, которые могут помешать им стать?
Наверное, правильно говорят, что нет неспособных людей, но есть те, кому дано от бога, а другие многолетним трудом приходят к цели. У пилота должно быть быстрое, нестандартное мышление, хладнокровие. И чем бы ты ни занимался, нужно любить своё дело.Наверное, тогда всё будет получаться.

Именно эту мысль вы в первую очередь доносите до своих учеников?
Есть несколько девизов, которые мне сопутствовали и которые я пытаюсь донести до ребят. В начале моей лётной карьеры я летала с девочкой, которая написала такие строки: "Нам всё даётся с боем, но нам даётся всё" – и оно как-то помогает. Ещё был очень хороший лётчик-пилотажник Игорь Егоров, у него есть замечательная книга "Право на штурвал", в которой он написал, что красивый пилотаж – это пилотаж без единого лишнего движения. Это можно отнести к любому виду деятельности. И чисто от меня – людей любить надо. Всё, что ты пожелаешь людям – всё вернётся к тебе.

К вашим видео на YouTube и в соцсетях много комментариев из разных стран. Успеваете ли читать?
На самом деле времени совсем нет самой отвечать, я прошу прощения у всех. Но сейчас у меня дети подрастают и думаю, что скоро я сама запрыгну туда и буду почаще там находиться. Потому что мне очень нравится, когда люди знают, помнят, присылают свои добрые слова, я читаю сообщения с большим удовольствием.

Что после стольких лет вас ещё вдохновляет летать?
Сначала были какие-то обиды, стремления, энтузиазм… Сейчас в какой-то степени привычка, а в какой-то понимаю, что если не будешь этим заниматься, то можно уйти в старость, сесть на диванчик и скрипеть костями. А основная причина – это дети. Хочется, чтобы они росли на каком-то примере, тем более, что они сами занимаются спортом – фристайлом.

Многие говорят, что с появлением детей меняется отношение к риску.
Так и есть. С рождением детей не хочется рисковать, делать лишних движений, необдуманных поступков.

Вы летали беременной и недавно впервые прокатили дочку. На видео она так спокойно реагировала, будто ей не было сложно из-за перегрузок. Это гены?
Возможно. Она была в восторге. Я её прокатила по полной программе, перегрузки были огромные, но она выдержала на ура.

А сына вы еще не катали? Он младший?
Старший! Но ещё не катала. Как-то так получилось, что дочь оказалась на аэродроме и я уже была готова покатать их. Теперь ещё и сына надо. Думаю, что ему тоже понравится.

Вам вообще нравится катать людей?
Это очень интересно, хотя я очень мало катаю. Был один корреспондент, такой интересный паренёк, сначала пришёл и говорит: "Да я катался на другом самолёте, мне не интересно, потому что пришлось делать на камеру лицо, изображать перегрузки". Я говорю: "Ну ничего, приезжайте к нам". Он приехал и говорит: "Ну да, разница весомая" (смеётся). Есть такой бард Николай Анисимов, он грамотно пишет песни об авиации, просто шикарно. Мы много лет знакомы и я всегда просила: "Напиши что-нибудь о спортивной авиации". А он отвечал: "Свет, сажусь, строчку делаю и всё, не ложится". Я говорю: "Ну всё ясно, пока мы тебя не покатаем, ты ничего не напишешь". В прошлом году прокатила его. У него тут же родилась песня, он написал такое кантри, что-то с чем-то, совершенно непохожее на то, что обычно пишет (смеётся).

Насколько ощущается разница в интересе к авиашоу у нас и в других странах?
За границей очень много авиашоу, взять ту же Америку, у них там каждые выходные авиашоу. А у нас что? Раз-два и обчёлся. Сейчас на различные праздники начинают приглашать отдельные самолёты, не скажешь, что это авиашоу. Конечно, народу это интересно. Потом авиация это дорогой вид спорта и понятно, что надо заплатить за прилёт самолёта, его ресурсы и так далее. Это не так, что потанцевать на площади или песню спеть.

У вас так много регалий, среди которых неожиданно – звание почётного гражданина Оклахомы. Откуда?
Нам дарили ключи от Оклахомы, у нас там были соревнования, где я стала абсолютной чемпионкой мира в 96-м году.

Читала, что китайцы вам хотели ставить памятник. Там так популярны авиашоу?
Да. Они очень любят авиацию и русских пилотов. Той провинции, которая хотела поставить памятник, во время Второй мировой войны наши лётчики очень сильно помогали, и они до сих пор благодарны. Меня очень хорошо знают, взяли разрешение, сняли мерки, но поменялся губеранатор и тема ушла.

Может ли что-то быть лучше неба?
Дети. Это моё счастье.