Спорт

Экс-игрок "Челси" Алексей Смертин: Футболисты сборной России стали наглыми

Эксклюзивное интервью Metro
Экс-игрок "Челси" Алексей Смертин: Футболисты сборной России стали наглыми
Алексей в форме сборной России. Фото Getty

Экс-капитан сборной России по футболу в интервью Metro вспомнил ЧМ-2018 и предположил, что поможет нашей команде попасть на чемпионат Европы.

Принято считать, что на мундиале сборная прыгнула гораздо выше головы. А для вас выход в четвертьфинал стал неожиданностью?
Итоговый результат превзошёл ожидания, хотя мне было предельно ясно: Россия должна выйти из такой несильной группы. Многие стращали Мохамедом Салахом (лидером сборной Египта. – Прим. ред.), но в команде 11 футболистов, в одиночку он не способен всех обыграть. Уровень наших соперников, за исключением Уругвая, оставлял желать лучшего. Сборная сыграла не так ярко, но продуктивно, использовав свои сильные стороны: чёткие, слаженные оборонительные действия. Речь прежде всего о матче 1/8 финала с испанцами. Заслуги тренерского штаба сложно переоценить. Имею в виду не только Станислава Черчесова, но и Мирослава Ромащенко. Работал с ними в московском "Динамо", знаю, что это большие специалисты.

Эйфория после чемпионата мира постепенно уходит. Уже в пятницу поединок Лиги наций против Турции.
Сборной предстоит всё доказывать заново. Прорыв на ЧМ-2018 во многом объясним стечением обстоятельств: не самая сложная группа, родные стены… Игра нашей команды была достойной, но не фееричной. Тем не менее ребята заматерели, стали по-хорошему наглыми. А уверенность в футболе, как и в любой другой деятельности, – 50 процентов успеха. Квалификацию игроков мы тоже увидели. Всё это в совокупности может привести к тому, что Россия попадёт на чемпионат Европы. Многое зависит ещё от состава группы (жеребьёвка отборочного этапа состоится 2 декабря нынешнего года. – Прим. ред.).

После мундиаля даже некоторые клубы низших дивизионов получили красавцы-стадионы. Может, именно это – главный итог турнира?
Я беру шире. Помимо арен и другой инфраструктуры есть нематериальное наследие. Чемпионат подарил неповторимые эмоции, больше людей полюбили футбол, стали им заниматься. Немаловажен и политический аспект. Являясь офицером РФС по борьбе с дискриминацией и расизмом, я навлёк на себя немало критики. Западная пресса устраивала провокации, сомневалась, что турнир пройдёт на высоком уровне. А в итоге не случилось даже мелких инцидентов. Звонки с просьбой прокомментировать ту или иную ситуацию прекратились. Вообще факт проведения в России чемпионата мира – величайший успех для меня после завершения футбольной карьеры. Я был вовлечён в заявочную кампанию, которая оказалась победной.

Центрами большого футбола в России остаются две столицы. Как поднять его уровень в регионах?
Там интерес тоже растёт. В моём родном Барнауле уже больше десятка футбольных секций для детей дошкольного возраста, в том числе девочек. Возможно, позже этот бум стихнет, однако сегодня он налицо. Москва в хорошем смысле избалована большим футболом. Сейчас конкуренция появляется и в других городах. Именно она помогает спортсмену расти. Можно идеально выстроить тренировочный процесс, но это всего-навсего шлифовка определённых элементов, некая база. Только в конкуренции, действуя на максимуме своих возможностей, ты прогрессируешь. В этом плане очень важны региональные детские турниры.

Вы на них частый гость.
Да, летом принимал участие в социальном проекте "Хороший футбол", реализуемый при поддержке компании "Сибур". Сильнейшие команды из Тобольска, Благовещенска, Нижневартовска, Дзержинска сражались за ценный приз для своего города. Не ожидал увидеть такой высокий уровень ребятишек, которым 11–12 лет. Это не просто физкультура – они техничны, обучены, у каждого есть цель стать футболистом. На таких турнирах ещё больше убеждаешься: Россия – футбольная страна.