17 июня в городе Иваново завершился XII международный кинофестиваль им. Тарковского “Зеркало”, в этом году переживший серьёзную трансформацию. Во-первых, его география расширилась на всю Ивановскую область, во-вторых, кинопоказы стали бесплатными, а, в-третьих, программа фестиваля на этот раз не ограничивалась лишь кино, а включала серию мастер-классов, книжную ярмарку, гастрономический праздник и ряд других мероприятий.

В результате залы кинотеатра “Лодзь” были стабильно полны, несмотря на то, что бОльшую часть программы составляли фильмы достаточно сложные и жесткие. Так победитель в номинации “Лучшая режиссура”, иранская социальная драма “Ни даты, ни подписи”, рассказывает о семье, потерявшей в результате несчастного случая ребёнка. Обладатель Гран-При фестиваля, израильская лента “Не забудь меня”, раскрывает мир молодых людей, не желающих жить по общеустановленным правилам. Его героиня лечится в клинике для людей с расстройством пищеварения, её друг мечтает стать рок-звездой, но, когда их планы рушатся, они пускаются в бега, подальше от “нормальной” жизни.

Как отметила председатель жюри режиссёр-документалист Марина Разбежкина, эта картина покорила их своем подходом к серьёзным проблемам.

– “Мы увидели в фильме новое осмысление того, что происходит в Израиле, рассказанное замечательным современным языком. Авторы проявили талант и потрясающий уровень свободы”, – обратила внимание аудитории Разбежкина.

Неизменным интересом у аудитории пользовались и фильмы параллельной программы “Свои”, куда вошли участники и победители основных российских фестивалей, в том числе, фаворит “Кинотавра” этого года – “Сердце мира” Наталии Мещаниновой. Неоднозначная, кричащая от боли история молодого парня Егора, работающего ветеринаром на притравочной станции для охотничьих собак, вызвала нешуточные дебаты после показа. Не все зрители разделили точку зрения создателей на проблему защиты диких животных, и некоторые, особо пытливые, запросили у режиссёра разъяснений посыла и воспитательной функции ленты. В ответ Мещанинова призналась, что никогда никого не пытается воспитывать, а снимает кино на волнующие её темы, и в случае с “Сердцем мира” это “недоласканность” детей, уродующая их души.

Также в программу “Свои” вошли картины “Довлатов” Алексея Германа младшего (фильм представлял главный исполнитель Милан Марич), “Война Анны” Алексея Федорченко и премьера биографической ленты Александра Шейна “ВМаяковский”.

Что касается звёздности “Зеркала”, то, с одной стороны, он не дотягивает до уровня “Кинотавра” с его гламурными тусовками, с другой – на ивановском фестивале, как правило, отмечаются представители кино и искусства, которых легко можно причислить к культовым. Так в этом году на открытии фестиваля играл Вячеслав Бутусов, свою новую киноработу (“ВМаяковский”) представляла Людмила Максакова, почётный приз получил оператор “Ностальгии” Джузеппе Ланчи, Пётр Буслов привёз картину “Родина”, а актёр Жан-Марк Барр (“Голубая бездна”, “Рассекая волны”) провёл потрясающую творческую встречу, на которой рассказывал о работе с Люком Бессоном и Ларсом фон Триером.

Очевидно, что магнитом для всех этих людей является имя Тарковского и близость к его малой родине, городку Юрьевцу. Именно в нём прошла церемония открытия “Зеркала”. Несмотря на проливной дождь, у открытой эстрады, с которой Вячеслав Бутусов пел свои главные хиты, собралась полная площадь. Сюда же гостей фестиваля привозили на Weekend еды и кино, во время которого можно было попробовать щи, пироги и крепчайшие настойки местных хозяюшек, посмотреть кино под открытым небом, прокатиться на моторке по Волге и, конечно, посетить дом-музей Андрея Тарковского, в котором он провёл раннее детство. Единственное, что аутентичность выставки музея немного разбавляет неожиданное коммерческое предложение от его смотрительниц. За символическую плату посетители могут сделать “костюмированное” фото – в русском национальном костюме. Не совсем понятно, как это связано с Тарковским, скорее всего, это связано с не очень благополучной жизнью как в Юрьевце, так и во всей Ивановской области. Но это уже совсем другая история.