20 апреля в кинопрокат выйдет фильм Рэйфа Файнса "Нуреев. Белый ворон". Metro поговорило с главным актёром, солистом балета Театра им. М. Джалиля Олегом Ивенко, о характере его персонажа, конкуренции и мазохизме

Как попали в проект?
Как я потом уже узнал, был гигантский кастинг – по всей России искали ведущих артистов балета, которые могли бы справиться с драматической ролью. Мне первое приглашение на кастинг пришло в соцсеть. Естественно, я подумал, что это спам – ну какой нормальный человек напишет в соцсеть серьёзное предложение. Спустя пару недель на меня уже вышла знакомая и сказала, что ищут человека на роль Рудольфа Нуреева и интересуются мной. Меня попросили прислать видео с рассказом о себе, потом кастинг-директор приехала на мой спектакль и записала видео для Рэйфа Файнса. После чего меня пригласили на пробы в Санкт-Петербург. Сейчас забавно вспоминать, какой у меня был мандраж. Но мне очень сильно помог
Рэйф. В нужный момент он ко мне подошёл и сказал: "Не переживай, просто насладись процессом. Почувствуй того Нуреева, что я хочу увидеть. Попробуй найти в себе этого гадкого ублюдка".

Нашли?
Да, оказывается, он во мне есть. (смеётся). Через какое-то время после проб мне сообщили, что я вошёл в тройку претендентов, и Рэйф хочет со мной поговорить. Я приехал снова в Санкт-Петербург, мы обсуждали моё видение Нуреева. После этого я со своим театром поехал на гастроли в Голландию и там уже получил от Рэйфа сообщение, что он выбрал меня. У меня был просто шок, я не верил своим глазам. Потому что претендентов было много – Серёжа Полунин, несколько артистов из Большого, из Берлина. А тут парень из Казани побеждает.

Подготовка к съёмкам была сложная?
Я смотрел очень много видео, читал книги, закрытые материалы о Нурееве. Рэйф много общался с друзьями и родными Нуреева. Нам помогал Миша Барышников. Работа была проведена колоссальная. Но, конечно, мы не ставили задачу создать копию Нуреева, да это и невозможно. Мы показываем своего Рудольфа – которого видит Рэйф Файнс, которого вижу я.

Рэйф вам говорил, почему решил снимать кино про Нуреева?
Его вдохновил дух этого человека, сила личности. Как мальчик из Уфы совершил прыжок в свободу, переборол систему. Ведь Нуреев знаменит не только своим талантом танцовщика, но и своими высказываниями, поведением. Мы снимали кино про молодого Нуреева, который пока не понимает, куда ему двигаться, пока не понимает, какой он ориентации. В нём живёт множество противоречивых ощущений. Однажды он решает остаться в Париже. Я считаю, что принять такое решение в его возрасте – это сила и смелость. Я его уважаю уже только за это.

"Русский балет и сегодня самый лучший, потому что мы импровизаторы".
Олег Ивенко, танцор, актёр

В то же время этот поступок сказался на его семье.
Да, но он понимал, что если сейчас этого не сделает, то навсегда останется безымянным танцовщиком из Петербурга. А он с детства знал, что может быть звездой. Он любил родину, но понимал, что после скандалов в Париже он, возможно, больше не поедет на гастроли – его просто не выпустят. И потом он сам себя разрушит.

Воспоминания современников Нуреева очень противоречивы – многие, восхваляя его как танцора, упрекали в надменности и даже хамстве.
Для него была очень важна свобода. Он хотел танцевать везде, а ему говорили: "Нет, ты будешь танцевать только в Советском Союзе". И в нём проснулся бунтарь, который дерзил, хамил. Он никогда не боялся сказать в лицо всё, что он думает. Не боялся никого обидеть – ему было всё равно. И он знал себе цену. Например, он никогда не платил за себя в ресторанах. Говорил: "Я достояние этой страны. Я плачу налоги, почему я ещё должен платить за еду?" И я его понимаю. Я тоже один раз в Казани не заплатил в ресторане – хотел понять, каково это. Нахально встал и ушёл – и меня никто не остановил. Потом я через неделю вернулся в этот ресторан, поел, но тут уж совесть мне сказала: "Заплати".

Очевидно, вы к работе над ролью отнеслись серьёзно. 
Да, и мне кажется, я сумел почувствовать в себе этого человека. Сейчас, когда нужно поставить кого-то на место, я включаю "Рудика". Могу нахамить. Это такое классное ощущение. (Смеётся)

А перед камерой сразу всё получалось?  
Вначале было сложно. Я же начинающий актёр, и мне было трудно правильно распределять эмоции, когда нужно – выключиться и вспомнить: я – Олег, а не Рудольф. Помню, после одной тяжёлой сцены, я ушёл к себе в трейлер – мне было плохо, слезы стояли в глазах. И тут меня зовут: "Надо повторить". И ты думаешь: "Я не хочу это повторять". Но со временем опыт приходит. И, конечно, мне очень помогал Рэйф Файнс, я его зову своим "кинопапой", помню все его уроки актёрского мастерства.

До того, как вы сами попали в кино, вы любили смотреть фильмы о балете? Есть ощущение, что зачастую балет в кино представляют, как мир садо-мазохистов и людей с не совсем здоровой психикой – стоит посмотреть "Чёрного лебедя" и сериал "Плоть и кости". Насколько такое видение близко к реальности?
Я смотрел только "Чёрного лебедя", и сначала фильм мне не понравился, показался бредом. Но после того, как я сыграл в "Нурееве", я посмотрел его ещё раз и оценил, насколько точно перевоплотилась Натали Портман, буквально проникла в этот мир. Я могу согласиться с тем, что мы мазохисты. Мы изнашиваем свои мышцы, мы мучаем свои тела. Сесть на шпагат – это боль, поднять ногу до головы – это боль. Ты должен повторять одно и то же движение неделю, чтобы потом сделать его один раз на сцене. Но, в целом, конечно, мы – нормальные люди, у которых есть и личная жизнь, и какие-то увлечения, помимо балета.

А истории про страшную конкуренцию и стекло в балетках – это правда?
Кто рассказал про стекло в балетках – Цискаридзе? И все теперь повторяют про это стекло. Возможно в его жизни такое было, возможно он сам себе подкинул стекло, может быть он сказал это для пиара. Лично я с таким не сталкивался. Да, конкуренция есть. Есть люди, которые будут тебя подставлять, есть люди, которые будут радоваться, когда ты заболеешь, есть люди, которые будут злиться твоим успехам. Это нелёгкий мир. Просто нужно иметь внутри себя стержень, чтобы через всё это пройти.

Можно сказать, что русский балет все ещё занимает высокие позиции в мире?
Русский балет самый лучший, потому что мы импровизаторы, мы создаём новое. В Европе все танцуют как на автомате: здесь нужно сделать шаг направо, здесь налево, тут постоять, тут сделать прыжок. Мы же один и тот же спектакль можем сегодня станцевать так, а завтра совершенно иначе. Мы впускаем частичку свободы в свой танец.

В кинопрокат 20 апреля выйдет фильм "Нуреев. Белый ворон": рецензия