В Москве прошла 32-я церемония награждения премии Российской академии кинематографических искусств "Ника". Корреспондент Metro наблюдал за происходящим вживую.

– Они слили Славу, похоронят и тебя, – нашептывает некая критикесса видимо начинающему кинематографисту в углу фойе театра "Русская песня", в то время, как оно постепенно заполняется нарядными гостями. Журналисты гоняются за звёздами наперевес с фотоаппаратами и микрофонами, простая публика пытается урвать автограф или селфи со знаменитостями. Самый большой ажиотаж вызывает Алексей Серебряков. Его окружают плотным кольцом, ослепляют вспышками и пытают вопросами об ожиданиях от премии, очевидно, надеясь, что он снова выдаст нечто провокационное, но тщетно. Актёр, тщательно выбирая слова, заявляет, что русское кино сегодня впереди планеты всей.

После третьего звонка я вслед за толпой устремляюсь в зал, где, оказывается, уже давно идёт представление – ведущий вечера Юлий Гусман усаживает гостей.

– Девочки, поцелуетесь в антракте! У нас тут серьёзное мероприятие, – шутливо приструнивает он Елену Кореневу и Екатерину Семёнову и тут же переключается на других "нарушителей порядка".  – Товарищи, не позорьте меня – садитесь быстрее! Да что же вы попёрли все в одну дверь? Ну как дети малые.  

В такой тёплой атмосфере практически семейного праздника проходит и вся церемония. Вручающие премию обмениваются остротами с Гусманом, а победители благодарят своих учителей, коллег, зрителей и родных. Но без конфузов не обходится.

Главным скандалом вечера неожиданно становится речь Президента гильдии художников кино и телевидения Союза Кинематографистов России Бориса Бланка. Вручая награды за лучшие работы художника и художника по костюмам в кино, он на полном серьёзе выдаёт, что приход женщин в эту профессию – это катастрофа, и что, если так пойдёт и дальше, номинацию можно будет переименовать в лучшую работу дизайнера. По иронии судьбы, ему приходится награждать женщин – Елену Окопную ("Довлатов") и Татьяну Патрахальцеву ("История одного назначения"). Их обеих в зале не оказывается, и за их наградами поднимаются коллеги. Забирая "Нику" за костюмы в "Истории"  Ирина Горбачёва под хохот зала страстно целует Бланка и напоминает всем присутствующим: "Мужчины, не забывайте, что все вы вышли из женщины".

Самым трогательным моментом становится награждение за лучшую женскую роль. Как только произносится имя Марты Козловой, юная актриса "Война Анна" кричит "Ура"  на весь зал и бежит сломя голову на сцену. Позже эта картина (о девочке, прятавшейся от фашистов в неработающем камине) забирает и главный приз, и режиссёр Алексей Федорченко признаётся, что не было бы Марты, кино бы просто не случилось.

Режиссёр Отар Иоселиани, получающий почётный приз за честь и достоинство,  добавляет церемонии серьёзности, в открытую заявляя, что недоволен действиями министра культуры РФ – в ответ раздаются апплодисменты одобрения. Во время своих выступлений Елена Коренева, Вадим Абдрашитов, Рома Зверь напоминают о Кирилле Серебренникове, который до сих пор находится под домашним арестом. Когда его имя объявляют как победителя в режиссёрской номинации за фильм "Лето", зал взрывается овациями. Продюсер картины Илья Стюарт, забирающий приз, выражает надежду, что это последний раз, когда "большой художник не выходит за своей наградой".

После церемонии немного уставшие зрители и новоиспечённые лауреаты вываливаются из зала, за стенами которого уже организован фуршет. Поедание бутербродов и запивание водочкой происходит под смущённые шепотки о идущем посте, но настроения это не сбивает. 

Полный список победителей смотрите тут.