Сейчас принято оценивать кинофестивали звёздностью – сколько именитых артистов приехало, сколько стоят бриллианты и наряды актрис, ну и конечно, кто с кем пришёл – всё это точно не про “Край света”: здесь важно не сколько, а как. Светская мишура и звёздная пыль словно по волшебству исчезают, когда оказываешься на острове. Здесь каждый гость – звезда, каждый с тобой на ты, будто у Сахалина есть своя магия, которая не даёт никому высоко задирать нос. Здесь не так много культурных мероприятий, тем более международного уровня, поэтому “Край света” – главное событие для островитян. Кинотеатров здесь мало, авторское кино почти не показывают, так что фестиваль дает уникальную возможность – бесплатно в течение восьми дней смотреть умные фильмы и сразу после показа обсуждать их с создателями. Удивительно, что Дмитрий Медведев, который сейчас гостит на Сахалине, не заглянул на открытие кинофестиваля.

"Боже мой, я так волнуюсь, меня аж всю трясёт, я только что разговаривала с самим Антоном Долиным", – делится впечатлениями от беседы с ведущим российским кинокритиком страны корреспондент местного телевидения, для неё Антон Долин – настоящая большая звезда. На Сахалине люди открытые, познакомившись, вы сразу становитесь друзьями. Подобная искренность сбивает с ног и заражает, она давно утрачена в столице.

Впрочем, на острове есть и свои местные звёзды – Виктория Сенива, блогерша с ДЦП в инвалидной коляске, постоянный участник кинофестиваля. Поговаривают, что возвращение старой команды организаторов фестиваля – это её заслуга. Хотя на красной дорожке громче всех встречали другого гостя – москвича Петра Фёдорова. В этом году актёр входит в международную команду киносудей вместе с актрисой Алисой Хазановой, индийским режиссёром Анандом Ганди, японским режиссёром анимационного кино Кодзи Ямамурой. Возглавляет жюри документалист Марина Разбежкина.

Генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович уверен, что кино способно менять жизнь людей, поэтому на церемонии открытия он предложил каждому из членов жюри озвучить тот вопрос, на который они будут искать ответ, осматривая конкурсную программу.
 
Японец Кодзи Ямамура задается таким вопросом: “Кино – это всегда вымысел, так чему же верит зритель?” Марина Разбежкина рассказала, как однажды забралась на столь высокую гору, что смогла зайти внутрь облака, но там ей совершенно не понравилось: было сыро и не по себе, сразу же захотелось выйти. Поэтому её вопрос звучал так: “А стоило ли входить в облако? Может, лучше любоваться красотой со стороны?” И пожелала всем проживать жизнь с сочувствием и интересом. Пётр Фёдоров признался, что перелёт дался ему с большим трудом, поэтому перед началом церемонии лёг спать на часок. За этот час ему приснился сон, якобы уже оделся, пришёл на открытие, его там побили и унесли обратно в номер отеля. Кстати, ему приснился и вопрос, который он впоследствии зачитал со сцены: “Многие узнают себя в героях фильмов, так можно ли познать себя, смотря кино?”

Если обычно кинофестиваль открывает один фильм, то здесь показали сразу два – короткометражных. Индийский режиссёр Ананд Ганди представил свою 28-минутную картину “Прямо здесь и прямо сейчас”, снятую ещё в 2003 году. Это весёлая зарисовка о мировом равновесии: как зло порождает зло, а добрые дела – добро. Фильм разбит на две истории, которые пересекаются в финале. Обе цепи событий – положительных и отрицательных – запускает один герой, молодой парень. Он куда-то спешит, а мама пытается его накормить. Чтобы скорее от неё отвязаться, парень грубит маме. Тем самым впускает в мир зло. Обиженная мать срывается на служанке – увольняет её, служанка –на дочке, дочка – на парне, парень чуть не сбивает на улице мальчика… Причём Ананд вовлекает в эту цепь событий не только людей, но и предметы –  как живые, так и неживые. В какой-то момент в цепочку попадает сумка и кокос: “Буль-буль, люди не уважают иные формы жизни”. Когда тот самый парень выходил из дома после ссоры с мамой, он запустил и цепь добрых событий – похвалил картину брата. Благодаря чему брат отважился признаться в любви своей девушке, а та подняла настроение  отцу…  

Примечательно, что фильм снят двумя дублями, всего с одной монтажной склейкой по середине, когда заканчивается тёмная сторона и начинается светлая. Годом ранее – в 2002 – Александр Сокуров выпустил “Русский ковчег” об Эрмитаже, снятый одним кадром. Ананд признался: "Я был горд, когда понял, что думал в одном направлении с русским гением". И добавил, что русское кино оказало сильное влияние на его творчество, в особенности Андрей Тарковский: “Мне так близок Тарковский, что иногда кажется, он мог родиться в Индии”.

Второй – “В объятиях моря” о Сахалине, вдохновлён Сахалином и снят сахалинцем – Дмитрием Моисеевым. 19-минутную короткометражку ждёт большое будущее, кинофестиваль “Послание к человеку”, который пройдёт с 15 по 22 сентября в Санкт-Петербурге, уже включил его в программу. В картине всего два профессиональных актёра, остальные друзья и знакомые режиссёра. Об этой работе говорить очень сложно, поскольку здесь есть столь сильный твист, раскрыть который нельзя. Можно только сказать, что это картина о двойственной природе существования духа и тела, напоминание о том, что мы все когда-нибудь умрём.

Если раньше российские картины составляли почти половину конкурсной программы фестиваля, то в этом году только две. Это “Аритмия” Бориса Хлебникова, которая получила главный приз на “Кинотавре” и вскоре будет показана в Торонто. И "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов" Александра Ханта. Правда, есть ещё “Заложники” Резо Гигинеишвили (приз "Кинотавра" за лучшую режиссерскую работу, участник "Панорамы" Берлинского кинофестиваля), но они сделаны тремя странами – Россией, Грузией, Польшей. Можно сказать, что в этот раз конкурс получился действительном международный: здесь и Чехия, и Болгария, и Франция, и Аргентина.

Один из первых показанных в конкурсе фильмов – “Молитва перед рассветом” Жана-Стефана Совера. Глядя на обаятельного француза в очках, никогда не подумаешь, что он одержим темой насилия. Его полнометражный игровой дебют “Джонни – Бешеный пёс”,  завоевавший в 2008 году приз “Надежда” в программе “Особый взгляд” Каннского фестиваля, об африканских детях, из которых делают киллеров, заставляя убивать родителей. Совер организовал фонд реабилитации для детей со столь сложной судьбой.

“Молитва перед рассветом” тоже о насилии. В центре сюжета –  противоречивая фигура, британский боксёр Билли Мур. В детстве его избивал отец и тем самым зародил в нём жажду насилия. Билли не мог контролировать себя, нашёл утешение в наркотиках, но ненадолго, занимался боксом, отправился за нормальной жизнью в Таиланд и там попал в самую страшную тюрьму строгого режима. В Клонг-Преме отбывают наказание не только тайцы, но и иностранцы. Правда, Билли не повезло, он оказался в полном одиночестве во враждебной среде. У него не было ни друзей, ни девушки, никого, кому можно было бы пожаловаться. Ему не хотелось жить, он не ценил свою жизнь и жизнь других людей. Но как только появился транссексуал Звезда, которая поддержала его, он ожил, освоил муай-тай, или тайский бокс, – смертельно опасный вид единоборств и постепенно отказался от проявления жестокости.   

Премьера “Молитвы перед рассветом” состоялась в каннской программе “Полуночные показы”. Фильм основан на мемуарах Билли Мура. Кстати, он сам появляется в конце картины. По словам режиссёра, Мур консультировал его на съёмках, а также был на премьере. Говорит, что работа ему понравилась. Единственная проблема, которая возникла, новая девушка приревновала Мура к транссексуалу.

Стриминговый сервис Netflix купил картину и вскоре покажет по всему миру. Следующий фильм Совера будет тоже о насилии. Режиссёр считает, что пока в мире есть насилие, с ним надо бороться любыми доступными способами. Перед тем, как начать работу над новой картиной, он по традиции посмотрит “Иди и смотри” Элема Климова.    

Представляя работу Жан-Стефан Совер, сказал: "Сахалин  лучшее место для показа “Молитвы перед рассветом”, ведь мой герой тоже ходит по краю”. Хотя каждый сахалинец его бы поправил: Сахалин– это не край света, а его начало. Ведь солнце встаёт для России именно здесь.


О фестивале

– В заставке СМКФ используется начало песни “На краю” Леонида Фёдорова, музыкант подарил её фестивалю.

– Всего на “Краю света” будет показано более 60 фильмов, 10 из них вошли в конкурсную программу и будут бороться за гран-при в 1 млн рублей.

– СМКФ продлится до 1 сентября.

– В разные годы членами жюри и почетными гостями "Края света" были Павел Чухрай, Лав Диас, Евгений Гришковец, Данила Козловский, Цзя Чжанкэ, Виктория Толстоганова, Мохсен Махмальбаф, Александр Сокуров, Нино Катамадзе