В США завершился фестиваль “Санденс” - ежегодный смотр самых важных, сложных и провокационных фильмов, снятых в Америке, но за пределами крупных киностудий. Одними из героев фестиваля в этот раз оказались русские американцы. Корреспондент Metro рассказывает, как так получилось.

Фильм, которому выпала честь закрывать “Санденс”, называется “Отряд номер ноль” (Troop Zero). Это нежная сказка про детство в консервативном южном штате. На дворе - 70-ые, главная героиня - оставшаяся без мамы десятилетняя девочка, которая ночи напролёт смотрит в звёздное небо и мечтает установить контакт с инопланетянами. В школе её дразнят: мало того, что чудачка независимее и мудрее всех сверстников, так она еще и писает по себя, если её напугать! Беззаботный отец-одиночка защитить ребёнка не в силах, так что вся надежда - на инопланетян. Так что когда в городок приедет учёный из НАСА и попросит детей записать послание, которое потом отправят в космос, героиня вызовется добровольцем. Но всех подряд в астронавты не берут, поэтому сначала девочке нужно собрать отряд скаутов и победить в разных конкурсах - например, дольше других ребят продержаться в ночном лесу. В команду героиня берёт таких же изгоев, как и она: полную одноклассницу; чернокожую хулиганку; мальчика, которого все дразнят девчонкой, и стеснительную молчунью в больших очках. Заканчивается этот трогательный и весёлый фильм сказкой, пренебрегающей законами физики: голоса детей из самых разных стран звучат в безвоздушном космическом пространстве. Русскую речь среди этих посланий, увы, не услышать - но в этом году на фестивале американского кино Sundance было как никогда много русских героев.

Первый и главный - актёр Антон Ельчин, документальный фильм о котором называется Love, Antosha. Актер умер в 2016-м году: собственный джип, не поставленный на ручник, прижал его к стене. Редкий зритель, который доберётся до этой удивительной, деликатной и вдохновляющей  документальной картины, узнает о Ельчине две вещи. Во-первых, он страдал от муковисцидоза и большую часть своей яркой жизни прожил, ожидая того, что в итоге и случилось, - внезапной смерти. Во-вторых, Ельчин был не только молодым актером, которым восхищались Энтони Хопкинс и Уиллем Дэфо, но и мыслителем, обещавшим стать большим режиссёром. Незадолго до смерти он закончил свой первый сценарий, но так и не успел его снять. Трагедия в том, что Ельчин готовился к тому, чтобы стать рассказчиком собственных историй, всю жизнь. Он с самого детства снимал фильмы вместе с друзьями, дурачился перед камерой и сочинял трогательные песни для мамы, которую называл по-русски - “мамулей”. Из огромного количества любительского видео, оставшегося после него, и склеен фильм, полный тоски по актёру, родившемуся в СССР, но ставшему известным по другую сторону океана.

Второй фильм “о нас” снял режиссёр Кирилл Михановский. В России он экранизировал Пушкина с Данилой Козловской, а в своем американском дебюте “Дайте мне свободу” (Give Me Liberty) описывает жизнь русской диаспоры в штате Висконсин. Главный герой - молодой иммигрант Вик, который разрывается между заботой о своём дедушке и работой с инвалидами. Фильм рассказывает о неустроенных русских американцев с состраданием, но без жалости - и с иронией, но без насмешек. Но главное достоинство этого вдумчивого портрета - в том, что русских американцев он изображает как часть американского ландшафта. Не возвышенность и не низменность, а именно один из многих фрагментов пазла. Это фильм, в котором афроамериканская девушка в инвалидном кресле влюбляется в русского водителя, а авантюрист, приехавший украсть бабушкино наследство, обретает новую семью. Фильм о том, что понимание свободы может быть одинаковым по обе стороны океана - но только если это понимание свободы как возможности делать что-то хорошее для других.

Впрочем, не все истории о русских на этом “Санденсе” - трагедии. В обманчиво легкомысленной комедии “Солнечная ночь” (Sunlit Night) британец Алекс Шарп играет мальчика Яшу, помогающего отцу управлять русской пекарней в Нью-Йорке. Подросток ловко плетёт из теста крендели и косички и разливает чай из самовара, но мечтает о чём-то больше.Однако сначала ему нужно исполнить мечту старика-отца - поехать в Скандинавию, чтобы увидеть белые ночи. Собственная же мечта парня - наконец познакомиться с матерью, не решившейся на переезд в США. Её играет обворожительная Джиллиан Андерсон из “Секретных материалов” - и она здесь говорит с самым смешным русским акцентом в американском кино за многие годы.

Темы, затронутые в этих русских историях, нашли свое отражение и в фильмах-победителях. Приз зрительских симпатий достался картине “Бриттани бежит марафон” (Brittany Runs A Marathon) - нечаянному ремейку российской комедии “Я худею”. И там и там простая девушка решает изменить свою жизнь, воспитав в себе силу воли. Для этого она начинает бегать по утрам - и обнаруживает, что таким образом перестала бегать от проблем. А гран-при жюри фестиваля достался фильму “Помилование" (Clemency) об отношениях тюремной надзирательницы и приговоренного к смертной казни заключенного. Что общего у этих героев с русскими парнями Виком, Яшей и Антоном? Кажется, за ответом на этот вопрос можно не ездить в Америку, он есть в каждой книге, написанной на нашем языке. Это чувство вины и неистребимая надежда.