Шоу-бизнес

Мир очарован российскими сериалами

На Лазурном берегу представили отечественные теленовинки
Мир очарован российскими сериалами
Анна Михалкова в сериале "Обычная женщина". Фото ТВ3

Корреспондент Metro побывал на  международной телерынке MIPCOM, ежегодно проходящем в Каннах, и узнал, какие отечественные теленовинки в этом сезоне будем смотреть мы – а вместе с нами и многие иностранцы.

Потенциальных хитов – ровно три, плюс несметное множество мультсериалов. MIPCOM – не кинофестиваль, а индустриальное мероприятие, поэтому все дела здесь решаются на маленьких стендах телекомпаний, а большим показам отведено не так уж и много времени. Тем важнее, что сериалом, открывшим череду этих показов, назначили российский "Триггер”. Это новый проект "Среды” – продюсерской компании Александра Цекало, ответственной за “Метод”, “Мажора”, “Троцкого”, “Гоголя” и “Sпарту”. Именно со “Средой” связаны первые успехи нашей телеиндустрии на интернет-платформе Netflix, на которую сегодня подписаны 117 миллионов человек по всему миру. Сериал “Мажор” вышел в этом престижном онлайн-кинотеатре под названием Silver Spoon – ведь его герой родился с серебряной ложкой во рту.  Дальше покорять мир ринулись “Метод”, “Троцкий” и “Гоголь”. Сериал “Триггер” – следующий шаг по превращению отечественных драм в международные. Его продажами в разные страны занимается крупнейшая компания Beta Films, и в 2019-м году создатели обещают отчитаться о результатах продвижения.

Главную роль в “Триггере” исполняет Максим Матвеев; по словам Александра Цекало, благодаря сериалу актеру уже предложили несколько проектов за рубежом. Его болезненно тощий, вечно невыспавшийся, но обладающий пронзительным взглядом и очаровательной улыбкой персонаж – русский Шерлок Холмс, русский Доктор Ватсон и чуточку русский Декстер. Он жесткий психолог, практикующий так называемую провокативную терапию. Ее суть в том, чтобы выталкивать клиентов из зоны комфорта, прямо и беспощадно указывать на причины их проблем и подводить к радикальным методам их решения. Сериал состоит из 16 эпизодов – огромная редкость по меркам современного ресурсозатратного телевидения – в каждом из которых герой помогает новому клиенту. В западной драматургии это называется вертикальным повествованием: любой следующий эпизод можно смотреть, даже если вы пропустили предыдущий. Но при этом в “Триггере” есть и очень интригующий горизонтальный сюжет: в начале сериала герой выходит из тюрьмы, в которой оказался по ложному обвинению. Поэтому ему придется разбираться не только в чужих проблемах, но и в собственных: найти того, кто его подставил, восстановить отношения с бывшей женой (ее играет Светлана Иванова) и разрешить конфликт с отцом. Чтобы чересчур обаятельный Матвеев вжился в роль терапевта-диктатора, с ним самим перед съемками долго работал психолог-провокатор Сергей Насибян. Актер шутит, что благодаря этим консультациям наконец-то понял, почему выбрал профессию лицедея. В ней его после “Триггера” наверняка ждет новый прорыв: это редкий российский сериал, снятый по всем законам и стандартам западной драматургии и способный обеспечить своей главной звезде международную славу.

К Анне Михалковой из “Обычной женщине” – другого хита MIPCOM – эта слава уже пришла: в марте на французском фестивале Series Mania она взяла приз как лучшая актриса драматического телесериала. “Обычная женщина” уже 28 октября выйдет на ТВ-3, и несмотря на то, что ее режиссером выступает Борис Хлебников – автор добрейшей “Аритмии” – западные журналисты сравнивают эту драму с таким психологическим триллером, как “Во все тяжкие”. Потому что главная героиня – не только мать двоих дочерей, жена респектабельного хирурга (его играет Евгений Гришковец) и хозяйка цветочного салона, но и… самая настоящая сутенерша. Об этой шокирующей стороне ее жизни зритель узнает в начале первой же серии, когда жестокая московская матрона буквально продает, как букет роз, невинную провинциальную девушку, сыгранную Александрой Бортич. Фокус сериала в том, что со временем он заставит нас если не сопереживать, то по крайней мере попытаться понять эту обычную женщину - преступницу, так похожую на каждого из нас.

Третий российский сериал, который заинтересовал иностранные рынки – особенно Польшу и Западную Европу – это телеверсия печально известной “Матильды” Алексея Учителя. Благосклонные иностранные рецензенты сравнивают ее с британским “Аббатством Даунтон”, но скорее уж это российский аналог турецкого “Великолепного века” - пышной барочной мелодрамы с красивыми съемками и мыльной оперой вместо античных трагедий, к которым успел привыкнуть искушенный зритель. Тем не менее, телевизионная “Матильда” точно лучше “Матильды” прокатной. В кино ее художественные достоинства могли затеряться на фоне блокбастеров, но на малом экране она автоматически превращается в очень дорогую и качественную костюмную драму. Расширенный хронометраж позволяет добавить юмора и выдвинуть вперед второстепенных персонажей, сыгранных такими проверенными актерами, как Ингеборга Дапкунайте и Евгений Миронов. Как и в лучших британских костюмных драмах, в “Матильде” наконец-то появляется место юмору и иронию. А еще - но мы не уверены, что это плюс - здесь становится гораздо больше Данилы Козловского. И его герой еще яростнее протестует, что Николай II украл у балерины-иностранки его поцелуй.

Российская анимация – тема для отдельного разговора. Судя по MIPCOM, наши мультики пользуются большим спросом на азиатских рынках, но конкурировать предпочитает с американцами. Во всех смыслах яркий пример – мультсериал канала “СТС Kids” под названием “Царевны”. Это история пяти девочек из пяти разных царств-государств, и любой телемаркетолог тут же заметит, что барышни намерены стать оппозицией принцессам из королевства Диснея. Шансы на успех у русских красавиц есть: озвучанием мультсериала для западного рынка уже вовсю занимается лондонская студия VSI, а среди режиссеров значится такой уважаемый мастер, как номинант на “Оскар” Константин Бронзит.

По словам российских делегатов в MIPCOM, все эти маленькие проекты – предвестники больших и важных перемен: отныне перед российским контентом, если он намерен получать государственную поддержку, стоит задача не “импортозамещать”, а, наоборот, идти на экспорт и захватывать иностранные рынки. Так получилось, что в авангарде этой экспансии – царевны, балерины, императоры, сутунерши и провокаторы. Но дальше будет еще веселее.