Шоу-бизнес

Евгений Водолазкин написал пьесу о коронавирусе

Metro поговорило с известным писателем
Евгений Водолазкин написал пьесу о коронавирусе
Евгений Водолазкин. Фото Из личного архива, "Metro"
Евгений  Водолазкин. Фото Из личного архива, "Metro"
Евгений  Водолазкин. Фото Из личного архива, "Metro"
Евгений  Водолазкин. Фото Из личного архива, "Metro"
Евгений Водолазкин. Фото Из личного архива, "Metro"1/3

На ресурсе ЛитРес появилось новое произведение известного российского писателя Евгения Водолазкина ("Лавр", "Авиатор"), пьеса "Сестра четырёх", посвящённая самой актуальной теме – коронавирусу. Metro оценило новинку, а также пообщалось с автором.

 

Коротко о пьесе "Сестра четырёх"
Сюжет: В одной палате инфекционной больницы с диагнозом "коронавирус" оказываются писатель, депутат и продавец пиццы. Коротая время на больничной койке, пациенты рассуждают на философские темы: как возник вирус, как его появление должно повлиять на человечество и куда катится этот мир.
Впечатления: Пожалуй, очень нетипичное и неожиданное для писателя произведение – комедийная пьеса на злободневную тему. Состоит она всего из двух действий и читается на одном дыхании. Очень много юмора, зачастую доходящего до абсурдного, но цель автора – не перевести всю ситуацию в шутку, а скорее помочь читателям хотя бы на время отстраниться от бесконечного тревожного новостного фона, снять напряжение и осмотреться – может, нашего привычного мира уже и нет. "Сестра четырёх" не претендует на “звание” программного произведения, но почву для определённых внутренних размышлений точно даёт.

 

Злободневная пьеса. Быстро написали?
Около трёх недель ушло.

Вдохновила какая-то конкретная история, или это скорее результат наблюдений за ситуацией в мире в целом?
Происходящие ныне события меня потрясли. Лучший способ разобраться в непонятном – это написать что-нибудь.

Почему именно пьеса, а не другой жанр?
Мне кажется, что пьеса более чутка к настоящему, проза же требует большей по отношению к нему дистанции.

Есть ли у вас планы по постановке?
Жанр "Сестры четырёх" я бы определил как пьеса прозаика. Не вдаваясь в подробности, скажу основное. Пьесы в традиционном понимании пишутся для сцены, их редко читают. Это звучащее слово. Я привык к слову письменному – и пьесу писал прежде всего в расчёте на чтение. Если угодно, это прозаический текст, сокращённый до диалогов. Всё это, конечно, не отменяет её постановки, в частности, онлайн. И сейчас обсуждаются такие возможности.

Пьеса посвящена пандемии, и действие разворачивается в больнице, но ни мрачности, ни трагичности не ощущается. Не видите причин для драматизма, или это стремление и в страшном увидеть нечто комичное?
К происходящим событиям отношусь в высшей степени серьёзно, но смех не отменяет серьёзности, скорее подчёркивает её. Смех – это возможность, осознавая серьёзность положения, не впадать в панику.

В пьесе собраны представители разных слоёв нашего общества, и вы ко всем отнеслись достаточно сурово, даже к врачам. Планировали выступать как обличитель, или пьесу не стоит столь серьёзно воспринимать в этом ключе?
Всё дело в том, что в пьесе нет ни одного "настоящего" героя. Все они в том или ином смысле оказываются подделками. Смех направлен не на настоящих писателей, депутатов, врачей, а на их имитацию. И уж ни в коем случае не на врачей. Чтобы понять моё отношение к врачам, достаточно прочитать роман "Лавр". Вообще говоря, пьеса слегка абсурдистская, и не стоит воспринимать её как некое социальное обличение.

Персонажи обсуждают разные сценарии возникновения вируса и степень его опасности. Вы лично какой теории придерживаетесь, как возник вирус и кто виноват? Насколько серьёзно относитесь к пандемии или считаете, что истерия вокруг неё необоснованная и надуманная?
Я думаю, что вирус возник естественным путём, как он обычно и возникает. Птицы, свиньи, летучие мыши – всё это публика, с которой в разное время связывалось начало эпидемий. И нынешний случай, я думаю, не исключение. Особенность того, что происходит сейчас, не в характере самой пандемии, а в реакции на неё. Вот здесь есть о чём подумать. Нынешнее всепоглощающее внимание к пандемии в чём-то оправдано: такого рода инфекции опасны. Вопрос состоит лишь в том, отчего на подобную опасность такой реакции раньше не было.

Вам лично легко даются ограничения, которые наложила на нас всех пандемия?
Очень. Два самых популярных ныне слова – самоизоляция и удалёнка – сопровождают меня всю сознательную жизнь. Мои занятия наукой, а затем и литературой никогда не предполагали постоянного присутствия на работе. Поэтому в моей жизни и сейчас ничего не изменилось. Единственное, что сейчас по-другому, – это отсутствие поездок, выступлений и презентаций, которых ещё недавно было огромное количество. То, что сейчас это ушло (по крайней мере на время), я рассматриваю как благо.

По чему из прошлой "свободной" жизни скучаете сильнее всего?
У меня нет времени скучать – я занят работой. Чего, пожалуй, всё-таки не хватает, – это длинных прогулок по Петербургу. Но скоро, я думаю, дело с этим наладится.

Насколько плодотворно самоизоляция влияет на ваше вдохновение?
Самоизоляция – это универсальный ответ на настоятельные приглашения куда-то поехать, где-то выступить и тому подобное. Зная, что ни один телефонный звонок теперь не в силах выдернуть меня из-за письменного стола, я могу лучше планировать свою работу. И от этого успеваю гораздо больше.

Мир станет хуже или лучше после пандемии? По-вашему, как человечество изменится после выхода из карантина?
Мир будет не лучше и не хуже – он станет другим. Человечество вспомнило о границах между государствами и людьми. Это не значит, что границы эти будут непроходимыми. Просто теперь о них будут помнить, и это хорошо. О любых особенностях стран и людей можно говорить лишь тогда, когда очевиден их предел. В безграничном существовании всё сливается, становится серо-буро-малиновым. Я же предпочитаю видеть серый, бурый и малиновый.