Новости

Польский закон о Холокосте вызвал бурную реакцию: инициативу уже раскритиковали в Израиле и США

Metro разбирается в сложившейся ситуации
Польский закон о Холокосте вызвал бурную реакцию: инициативу уже раскритиковали в Израиле и США
Вход в бывший концлагерь в Освенциме со слоганом "Труд освобождает". Фото Getty

Пытаясь защитить "доброе имя Польши", её власти разбередили старую, но всё ещё не зажившую рану евреев по всему миру. Историк и профессор Еврейского университета в Иерусалиме Марио Шнайдер помогает Metro разобраться в ситуации.

Президент Польши Анджей Дуда недавно подписал противоречивый закон, который запрещает обвинять поляков в преступлениях, совершённых в рамках холокоста. Эту инициативу уже раскритиковали в Израиле и США.

Чтобы смягчить реакцию, Дуда заявил, что, прежде чем закон вступит в силу, он пройдёт анализ в Конституционном суде.
Согласно нынешней версии закона, за утверждение, что поляки помогали нацистам в их преступлениях, человека могут посадить на три года.

Власти уже заявили, что закон направлен на защиту престижа страны от тех, кто, по сути, обвиняет поляков в том, что самые жуткие концлагеря были именно на их территории. Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Марио Шнайдер рассказал Metro, как восприняли польский закон в Израиле.

Какая реакция последовала?
Главная причина всеобщего недовольства заключается в том, что Польша пытается обелить себя в вопросе о холокосте и снять с поляков любую ответственность за совершённые в годы Второй мировой войны преступления.
Люди в Израиле до сих пор помнят антисемитские настроения, царившие в Польше и до, и после Второй мировой. Сразу вспоминается два жутких случая. Первый – это погром в Едвабне в июле 1941 года, когда толпа поляков напала на евреев, включая местного раввина. Большинство евреев были заживо сожжены. А второй – это погром в Кельце уже после войны, в 1946 году. Тогда от рук поляков погибли 42 еврея, около 40 получили ранения.

Зачем Польше этот закон?
Никто сегодня не спорит с тем, что формулировка "польские лагеря смерти" не имеет права на существование, так как руководили ими и создавали их немецкие нацисты. Однако вопрос о том, кто и в какой мере из поляков помогал в преступлениях нацистам, остаётся открытым и должен обсуждаться. И не в парламенте, а в научных кругах. Мнение не может навязываться законом. Я, будучи гражданином Израиля, не считаю, что моя страна может чего-то требовать от тех же поляков. У них своя история. Они могут думать то, что они хотят, а мы – что мы хотим.

Израильтяне требуют как-то повлиять на поляков?
Да, сейчас правые настаивают на отзыве посла из Польши в качестве протеста. Не знаю, чем это закончится. Потому что до всей этой истории отношения между Польшей и Израилем были хорошими.
Закон в основном направлен на урегулирование внутриполитических проблем, но, безусловно, он повлияет на восприятие холокоста.

Согласно историческим фактам, каково было всё-таки польское участие в тех преступлениях?
Нельзя сказать, что поляки массово помогали нацистам в их преступлениях. Ведь помимо убитых 3 миллионов польских евреев немцами были уничтожены три миллиона польских католиков. Решить вопрос сможет лишь тщательный исторический анализ и выявление всех частных случаев пособничества. В конце концов, и поляки, и евреи были жертвами немцев. Но нам сейчас нужно не соревноваться в том, кто больше страдал, а установить, что происходило в действительности.

Автор заметки – Мигель Веласкез.