Вчера корабль "Союз МС-11" с новым экипажем МКС отправился в космос. Metro вместе с историком Александром Глушко изучило эмблемы, которые нашиты на одежду астронавта NASA Энн Макклейн, космонавта Олега Кононенко и астронавта Канадского космического агентства Давида Сен-Жака.
Эмблема набора NASA
Эта эмблема не имеет прямого отношения к полёту. Она указывает на набор в группу подготовки NASA, в которой Энн проходила обучение.
Эмблема экспедиции 58
Экипаж войдёт в состав сначала 58-й экспедиции на МКС, а потом останется на 59-ю. Поэтому нашивки две.
Эмблема экспедиции 59
Экспедиция 59 будет сформирована после следующего пуска, когда на орбиту прилетят Олег Скрипочка и Кристина Хэммок
Эмблема корабля
Нашивки с указанием корабля всегда есть у каждого члена экипажа. В данном случае это "Союз МС-11".
Эмблема ЦПК
Эмблему, которая пришита на правом плече Олега, используют почти все российские космонавты и многие иностранные астронавты, когда готовятся к полёту.
Личная эмблема
Эта нашивка является личной эмблемой Сен-Жака, изготовленной специально для этого полёта.
Первые эмблемы СССР
Эмблема В. Терешковой
Первая женщина-космонавт первой использовала нашивку с символикой страны во время полёта корабля "Восход-6" в 1963 году.
Эмблема А. Леонова
Впервые использована экипажем Беляев – Леонов в 1965 году на корабле "Восход-2".
Александр Глушко
историк пилотируемой космонавтики
Традиция разрабатывать эмблемы для экипажей и станций пришла к нам из США.
Интересно, что никакими государственными законами этот процесс не регламентируется. Космонавты сами занимаются созданием эмблем. Иногда члены одного экипажа совещаются и решают, как будет выглядеть эмблема, а иногда заказывают и дизайн, и изготовление одному из трёх голландских "мастеров". Они же, к сожалению, имеют смутное представление о геральдике.
Сейчас эмблемы содержат информацию только о космическом корабле, номере экспедиции и об именах участников. "Рисунки" на них произвольны – по ним нельзя понять, например, какая миссия была у экипажа. Традиция, прижившаяся среди космонавтов много лет назад, остаётся чистой самодеятельностью. При этом нужно отметить, что нашивки всех кораблей и экспедиций уникальны – двух одинаковых не существует.