Работа самого загадочного художника, скрывающего свою личность, была удалённо повреждена сразу после продажи на аукционе Sotheby’s в Лондоне.

На торги была выставлена известная картина Бэнкси – "Девочка с воздушным шаром", которую опрос  2017 года признал самым любимым произведением искусства британцев. Впервые она появилась в 2002 году на стене в лондонском районе Шордич. В 2006 году художник выполнил единственный экземпляр на холсте – облачённное в позолоченную раму произведение и выставили на аукцион.

Лот ушёл за 1,4 млн долларов, хотя его начальная стоимость была в разы меньше. Сразу после удара молотка на глазах у изумлённой публики внутри картины сработал механизм, наполовину изрезавший рисунок. Бэнкси на видео в Instagram объяснил, что ещё несколько лет назад встроил в раму шредер на случай, если картина когда-либо попадёт на аукцион.
"Стремление к уничтожению также является творческим побуждением", – такой фразой Бэнкси сопроводил пост, приписав цитату Пикассо, хотя на самом деле она принадлежит русскому анархисту Михаилу Бакунину.

Представители Sotheby’s, которых, кстати, заподозрили в сговоре с Бэнкси, заявили, что подобный инцидент произошёл впервые.

"Кажется, нас только что обэнксили", – сказал старший директор аукционного дома Алекс Бранзик.

Покупатель картины не спешит отказываться от приобретения, хотя он вправе отказаться от лота, если тот повреждён. Однако, как прогнозируют эксперты, новый владелец работы останется в выигрыше, учитывая ажиотаж, вызванный этой акцией.

"Счастливый покупатель получит внушительный доход от потраченных денег, – цитирует Daily Mail сооснователя MyArtBroker Джои Сиера. – Теперь это часть истории искусства в её измельчённом состоянии, которое по нашей оценке прибавит в стоимости как минимум 50%".

Искусствовед, арт-критик, художник Елизавета Плавинская в разговоре с Metro назвала акцию Бэнкси великим событием и объяснила, какой вклад он внёс в этот перфоманс:

– Бэнкси наконец-то поставил точку над i в великом парадоксе модернизма, что искусство с одной стороны является очень хрупким и исчезающим, а с другой – оно всё равно осталось сокровищем эквивалентным материальным ценностям. Бэнкси высказывает очень антикапиталистические мысли и против влияния денег на искусство. То, что ему удалось это продемонстрировать на космическом уровне – это просто восхитительно. В результате утвердились оба свойства искусства: что оно сокровище – маленькая простая картинка почти за полтора миллиона долларов, и что искусство свободно от денег и способно исчезнуть в любой момент, даже если за него только что заплатили полтора миллиона баксов. Это гениально, это что-то на уровне Чарли Чаплина. Если называть вещи своими именами, то это супер шоу, подготовленное и просчитанное, с вовлечением супер мощных участников. У нас к искусству по-прежнему относятся как к добротной инвестиции такой, как покупка дома или машины, поэтому рынок в России медленный или его вообще нет. А история Бэнкси и Sotheby’s про то, что в искусстве очень много вдохновения, моды, шоу. И не только художник и организатор ответственны за шоу, но и зритель и коллекционер – тот, кто участвует деньгами в художественном процессе. Если и он присоединяется, то тогда получаются такие супершоу.

По мнению эксперта, даже если в Sotheby’s знали о готовящейся акции, то её эффектность затмила всё остальное.

– Понятия не имею, была ли договорённость между Бэнкси и Sotheby’s, – продолжает Елизавета Плавинская. – Когда нас учили современному искусству, то говорили, что всё должно быть срежиссировано и отстроено – именно тогда оно работает хорошо. Но мне кажется, что не должно быть важно сколько человек принимали участие в подготовке того, чтобы это произведение исчезло. Адреналин-то мы получили не от того. Тут ещё важный момент, что с аукционами часто происходят скандалы в связи с подделками, когда человек платит за них супер миллионы. Тогда адреналин какой-то грустный, но это регулярно случается. А тут этот болезненный момент заменён тем, что и подлинник может исчезнуть, в конце концов этот мир хрупок.