В ходе визита в Лондон глава правительства Греции Алексис Ципрас потребовал от премьер-министра Великобритании Терезы Мэй вернуть мраморные скульптуры Парфенона (мраморы Элгина)

Об этом политик сообщил журналистам по итогам встречи с британским лидером.

– Мраморы считаются мировым культурным наследием, но их естественное место в Парфеноне, – цитирует Ципраса Reuters. – Мы знаем позицию Великобритании по этому вопросу, но что имеет реальное значение, так это то, что попытки возвращения ценностей будут продолжены. Со временем мы найдём ещё больше сторонников справедливой позиции Греции.

Сейчас скульптуры хранятся в Британском музее. В начале XIX века на Туманный Альбион их доставил дипломат лорд Элгин, посол Британии в Константинополе. Османское правительство тогда выдало разрешение на вывоз ценностей. Но почти сразу с момента возрождения греческой государственности (1821 год) Афины стали требовать их возвращения.

– Это национальное достояние Греции, – поясняет Metro кандидат исторических наук Елена Булычёва. – Ведь большая часть ценностей была взята из самого Парфенона.

Специалист обращает внимание на то, что при транспортировке по морю британцы утопили часть  коллекции у острова Китира. Поэтому часть скульптур в экспозиции Британского музея наверняка заменена гипсовыми копиями. Это обстоятельство, однако, не мешает грекам высоко ценить сокровища.

40% британцев считают, что сокровища нужно вернуть, 15% – выступают за сохранение их в музее (данные Ipsos MORI).

– Любой народ желает вернуть свои ценности и памятники культуры, – рассуждает Елена Булычёва. – Здесь, кстати, можно вспомнить и нашу страну с Янтарной комнатой. У каждого народа есть право на подобные высказывания и требования. С другой стороны, были моменты, когда греческое правительство само передавало свои объекты материальной культуры.   Например, когда проводились раскопки британской и американской археологических экспедиций. Или когда Генрих Шлиман (немецкий археолог. – Прим. ред.) вывозил сокровища Трои (в качестве трофейного искусства были вывезены в СССР, сейчас экспонируются в ГМИИ им. Пушкина. – Прим. ред.). Но в современном мире каждый народ вправе отстаивать своё культурное наследие.