Новости

Facebook не хочет умирать: разработчики готовы раскрыть правду о соцсети

Facebook сейчас переживает, пожалуй, крупнейший репутационный кризис за всю свою историю. Metro выяснило, почему алгоритмы соцсети стали камнем преткновения и кому нужно знать, как они работают
Facebook не хочет умирать: разработчики готовы раскрыть правду о соцсети
На данный момент Facebook пользуются более 2,8 млрд человек. Так или иначе соцсети с помощью своих алгоритмов влияют на мировоззрение почти трети населения планеты Земля, и это беспокоит представителей государственной власти. Фото ISTOCK

Последние несколько недель выдались нелёгкими для Facebook. Мало того что после шестичасового "падения" от него отвернулись несколько миллионов пользователей, так ещё и бывшие сотрудники выступили с резкой критикой IT-гиганта.

Самой известной стала Фрэнсис Хауген, которая "слила" The Wall Street Journal информацию о работе алгоритмов Facebook и опубликовала несколько статей об этом. Хауген призналась, что алгоритмы Facebook провоцируют разжигание агрессии и ненависти среди пользователей. Ярким примером стала предвыборная кампания в США – оказалось, что соцсеть вместо отображения реальной политической картины поляризовала американское общество. Как? Довольно просто: объективные новости и проверенные факты от крупных изданий Facebook прятал в глубине ленты, в то время как яркие, субъективные и эмоциональные посты друзей или оппонентов показывал первыми.

Помимо этого, Хауген сказала, что "не последние люди" в Facebook знают, как  соцсеть используют в преступных целях, распространяя фейки о пандемии коронавируса и вакцинации, а  также шокировала пользователей заявлением, что на Facebook существует VIP-клуб для обладателей элитных аккаунтов. Что им доступно – неизвестно, однако сам факт неравенства в Сети возмутил людей. Не стоит забывать и о том, что в сентябре журналисты выяснили: разработчики  Instagram (приложение принадлежит Facebook) знают, что оно вредит самооценке и психике подростков, так как вызывает суицидальные мысли и недовольство своей внешностью (дисморфофобия), однако ничего с этой информацией профессионалы делать не собираются.

Почему так происходит и неужели владельцы Facebook  "злодеи"? По словам Филиппо Менцера, профессора информатики из Университета Индианы, всё дело в том, что алгоритмы соцсети основаны на искусственном интеллекте. А он, в свою очередь, подстраивает ленту пользователя под него, что уже само по себе субъективно.

– После всего, что мы узнали о Facebook, можно сделать лишь один вывод: его лучше использовать только для общения с друзьями и родственниками. А вот новости лучше получать из надёжных и беспристрастных источников, – объясняет Metro Филиппо Менцер.

Несмотря на обилие информации об алгоритмах Facebook, они по-прежнему являются "секретным ингредиентом" соцсети. Это не нравится не только пользователям, но и государственным структурам. Поэтому на днях Facebook заявил о своей готовности раскрыть правду о том, как алгоритмы  собирают и подают информацию о пользователях, а также о готовности подчиняться регуляторам в каждой стране, если потребуется.

"Из-за алгоритмов возникает яркий, но вводящий в заблуждение контент", - сказал Филиппо Менцер, профессор информатики и компьютерных наук в Университете Индианы (США)

10–12 лет – аудитория, на которую Facebook делает ставку, согласно заявлениям Хауген.

Эксперт
Филиппо Менцер, профессор информатики и компьютерных наук в Университете Индианы (США)

- Как работают алгоритмы?
- Они обучены распознавать закономерности в большом потоке информации. Например, алгоритмы систематизации новостных лент анализируют ваши "лайки", куда и во сколько вы заходили, как часто вы посещали чью-то страницу или группу, в какой момент года вам стал интересен определённый контент. Всё это для алогоритма – сигнал. Любое ваше действие – "лайк", комментарий, пост, репост, даже время, которое вы проводите на странице (это называется "глубина просмотра"), – является предметом изучения алгоритмов. После анализа они сортируют публикации в зависимости от того, насколько вероятно, что пост вас "зацепит". Алгоритмы специально подбирают контент так, чтобы пользователь оставался как можно дольше в Facebook, так как компания будет получать больше прибыли от рекламы.

- Могут ли алгоритмы влиять на мнения или убеждения пользователей Facebook?
- Это очень сложный вопрос. У самих алгоритмов нет задачи в чём-то убедить пользователя, однако их механизм действия предполагает, что информация, которую увидит пользователь, будет субъективна. Иными словами, лента не хочет навязывать вам мнение, но у неё это получается. Кроме того, в соцсетях появляется всё больше изощрённых мошенников. Недобросовестные создатели контента могут злоупотреблять работой алгоритмов, создавая провоцирующие или заведомо ложные посты, которые определённо увидят, оценят (не важно, хорошо или плохо, – для пиара пригодится всё) и прокомментируют. Это особенно опасно во время социальных и политических обострений, так как может расколоть общество на части и его будет крайне сложно контролировать.