В конце апреля 69-летний Давид Дао, американо-вьетнамский врач, был вытащен с борта самолёта из Чикаго (Иллинойс) в Луисвилль (Кентукки) после того, как он отказался освободить своё место для пассажира партнерской авиалинии. 69-летнему мужчине сломали нос, выбили два зуба, у него сотрясение мозга. Скандал стал известен во всем мире после того, как фото пострадавшего разошлись по соцсетям. Представители авиакомпании заявили, что намерены разобраться с произошедшим, о своём расследовании сообщили и в минтрансе США. Известно, что сотрудников служб безопасности, которые выволакивали врача из самолёта, уже отстранили от работы.

Тем не менее случай с Дао не единственный, который привёл к снятию пассажиров с рейсов. Причиной этому становится овербукинг – избыточное бронирование, которое большинство компаний считают легальной практикой.

Согласно данным Бюро транспортной статистики, в прошлом году около полумиллиона пассажиров были вынуждены остаться у гейта, имя при себе действительные на посадку билеты. Около 40,6 тыс из них были вынуждены сойти с самолёта вопреки их желанию. У одной только авиакомпании United Airlines таких случаев зарегистрировано 3765.

Несмотря на то, что люди постоянно высказываются против практики овербукинга, она очень распространена в США и других уголках планеты. Вот как это работает: компании выпускают в продажу больше билетов, чем располагает конкретный самолет, и надеются, что некоторые пассажиры пропустят рейс. Однако если приходят все купившие билеты, некоторым отказывают в посадке и перенаправляют на другой рейс.

Эксперты уверены, что с этой практикой необходимо покончить.
“Это происходит из-за того, что как правило пассажиры покупают возвращаемые билеты и не появляются. Тем не менее, часть стоимости билета не возвращается пассажиру, ее получает авиакомпании. Я считаю, что авиакомпании очень жадные и эту практику необходимо прекратить”, - говорит Джордж Хобика, основатель Airfare Watchdog.

После скандала с  United Airlines компания признала свою ошибку и ее глава Оскар Муноз извинился за действия своих сотрудников в Конгрессе и пообещал, что этого не повторится в будущем. Также компания объявила о выплате компенсаций всем пассажирам, которым пришлось пересаживаться на другой рейс из-за избыточного бронирования.

Несмотря на это, некоторые организации, занимающиеся правами пассажиров, уверены, что эти случаи будут продолжаться.
“С пассажирами обращаются как со скотом и не ценят. Те неудобные места, на которые их сажают, то, как с ними разговаривают”, - говорит Эндрю Эпплбаум, юрист FlyersRight.org.

Согласно экспертам, решить эту проблему может введение более серьезных санкций в отношении авиакомпаний, которые нарушают права пассажиров.

“Авиалинии, как и любая крупная корпорация, будет следовать правилам только если ввести действительно большие штрафы. Иначе они так и будут отделываться небольшими подачками и продолжать нарушать права – потому что это дешевле”, - заключает защитник прав пассажиров Габор Лукас.

Эксперты рассказывают, как не стать жертвой произвола авиакомпании.
1) Фиксируйте все, что происходит с вами или другим. Распространяющиеся в соцсетях видео доказывают, как много можно сделать с помощью обычного смартфона.
2) Внимательно изучите свои права – это сэкономит вам много денег.
3) Если авиакомпания не выплачивает вам компенсацию, подавайте в суд.
4) По окончании полёта можете написать жалобу.

Пол Хадсонт, президент FlyersRights.org

Лишаемся ли мы каких-то прав, когда садимся в самолёт?
Да, вам приходится в этот момент отказываться от многого.

Какие права нарушаются чаще всего?
Права нарушаются по двум основным причинам –  особое место авиакомпаний в законодательстве и недостаток конкуренции. В США авиалинии пользуются тем, что могут перенаправить поданный против них иск в федеральный суд, на рассмотрение дел в котором у среднестатистического гражданина не хватит средств. Сегодня 4 основных авиакомпании контролируют 80 % внутренних перелетов. И все они предлагают примерно одинаково низкие условия сервиса. Так что у пассажиров нет особо выбора.

Как работает овербукинг?
Это намеренное действие компании, они продают больше билетов, чем есть мест. В случае если вам отказали в посадке, вы не получаете никакой компенсации, и вам предлагают другой рейс. Пассажиры, которых доставили к месту назначения на час позже запланированного, имеют право на двукратную компенсацию полета в один конец (но не более $650). Если полет совершает международная авиакомпания, дается два часа. При более сильном опоздании компенсации выше – до $1350. Перед тем как пассажира ссадят, авиакомпания должна найти согласных на это. Взамен предлагаются компенсации на сумму от $ 400 до 800. Тем не менее, способ их использования ограничен и действует только в течение года. Если рейс международный, запрос на компенсацию может достигать $ 5500

Законно ли снимать пассажира с рейса вопреки его желанию?
Только если нарушен контракт, и пассажир нарушает правила посадки.

Нужны ли новые законы, которые будут регулировать действия авиакомпаний?
Нужно запретить авиалиниям овербукинг. Когда вы покупаете билет, вы должны чувствовать себя уверенно. Сегодня овербукинг уже нельзя оправдать, так как пассажиру теперь возвращают очень маленькую сумму при отказе от полета. Если авиакомпании и дальше хотят снимать людей с рейсов, должны быть увеличены компенсации и ужесточены правила. Раньше пассажира должны были обязаны пересадить на другой рейс, не важно, какой компании. Сегодня же вас могут заставить ждать следующий рейс именно данной компании, что может занять много времени и компенсация будет ничтожна. Авиалинии даже не уведомляют людей об их правах. В августе прошлого года за неоднократное нарушения прав пассажиров United Airlines была оштрафована на 35 тыс долларов.

Текст: Даниэль Касильяс