Новости

Вирус научит людей правилам гигиены

Футуролог Андрей Столяров рассказал Metro, что нас ждёт после пандемии
Вирус научит людей правилам гигиены
Вирус научит людей правилам гигиены
Писатель Андрей Столяров. Фото Facebook / Andstola

Репортёр Metro поговорил с писателем-футурологом Андреем Столяровым о будущем мира после пандемии коронавируса.

Вирус мутирует

– У коронавируса будет очень длинный след. Он останется с нами. Это несомненно. Он перейдёт в разряд сезонных пневмоний, которые каждый год вспыхивают в мире. Есть такая закономерность: если вирус смертелен, он быстро "выгорает", так как убивает своих хозяев. Вирус, чтобы выжить, должен приспособиться к человеку, мутировать, перестать быть смертельным.

Власть станет сильнее

– На протяжении многих столетий идёт колоссальная битва между двумя методами управления: автократией (единоначалием) – это монархии, диктатуры, и демократией. В битве до сих пор побеждала демократия. А Френсис Фукуяма – американский футуролог – даже объявил, что она окончательно победила, так как диктатура себя скомпрометировала и все диктатуры теперь "перекрашиваются" в демократии. Но теперь маятник пошёл в обратную сторону. Выяснилось, что в критических ситуациях нужны чрезвычайные меры, а их может вводить только жёсткая власть.

Но у власти есть одна особенность: она стремится к абсолюту, хочет контролировать всё. И, если она получает дополнительные полномочия, то потом очень непросто их обратно отнять. После теракта 2001 года, когда были обрушены башни-близнецы, в США приняли так называемый Патриотический акт, который резко увеличил финансирование и расширил полномочия спецслужб вплоть до практически тотальной слежки за гражданами. И это в стране, считающей себя примером свободы и демократии. И только в 2015 году был принят "Акт о свободе", который ограничил право власти следить за гражданами. Но не убрал его полностью.

Подобное сейчас происходит по всему миру. Мы живём в эпоху авторитаризма. Будет ли это небольшое отступление или это мощный вектор, сказать нельзя. В ситуации неопределённости, в которой оказался нынешний мир, демократии работают плохо. Поэтому на смену им, скорее всего, придут авторитарные режимы разной степени жёсткости.

Дистанцирование может затормозить науку.

– Привычка держать "социальную дистанцию" должна уйти. Дистанцирование для человека неестественно. Мы сейчас сильно переоцениваем дистантность – дистантное образование и дистантную работу. У этих методов есть крупные недостатки, о которых не говорят.

Например, школа и институт – это так называемые дисциплинарные пространства. Ученик, приходя в школу, переключается на учёбу. Он знает, что пришёл учиться. Но когда он сидит перед компьютером и слушает учителя, он не находится в дисциплинарном пространстве, переключения не происходит. И для того, чтобы студент или школьник нормально воспринимал дистанционное обучение, ему нужна очень высокая самодисциплина. А её практически ни у кого нет.

Кроме того, дистанция губит так называемую креативную среду. Ведь чем хорош университет или работа? Люди непосредственно и спонтанно обмениваются мнениями. Просто по дороге на работу, с кем-то переговорили, возникла мысль… Такое много раз бывало. Почему, например, в Силиконовой долине создаются творческие среды? Потому что в творческих средах, при спонтанном общении в кафе или на улице возникает высокая творческая температура и самозарождаются идеи. А при дистантном обучении или общении потенциал творчества сразу падает – потому что спонтанности нет.

Я думаю, мы вернёмся к обычному общению, но уровень социальной гигиены станет немного выше. Все будут знать: заболел – не общайся с другими и обратись к врачу.