Боролись словом и рисунком
В Военном университете Минобороны открылась фотодокументальная выставка Красногорского филиала Музея Победы – "Особый фронт. Советская спецпропаганда в борьбе с нацизмом". На этом фронте были свои герои и талантливые полководцы, умевшие поднять дух бойцов Красной армии и посеять сомнение и страх в рядах неприятеля.

Военно-политической работой в Красной армии занималось Главное Политическое управление Рабоче-крестьянской Красной армии (ГлавПУ РККА), а пропагандой – 7-й отдел. С ним в годы войны сотрудничали такие известные художники, как Борис Ефимов, Борис Пророков, Александр Житомирский. Рисунки последнего настолько злили немцев, что главный фашистский пропагандист Геббельс внёс его имя в список своих личных врагов.


2,7 миллиарда экземпляров листов, газет, плакатов и брошюр было изготовлено и отправлено в тыл неприятеля во время Великой Отечественной войны.


Маргарита Иващенко
заведующая Красногорским филиалом Музея Победы

Как можно оценить вклад военной пропаганды в победу?
– Упор делался на демонстрацию мощи Красной армии, доказательство неизбежности поражения вермахта. Успехи пропаганды не могли подменить собой побед советского оружия, но в то время была доказана эффективность пропаганды как инструмента, способного обеспечить достижение победы малой кровью и с большей эффективностью.
Созданием плакатов и листовок занимались известные в то время художники и писатели. Например, ленинградский художник Васильев создал карикатуры  на руководителей Рейха для колоды игральных карт. Эти карты были выпущены тиражом всего в 700 экземпляров. Их перебрасывали в окопы к немцам. Немцы, кстати, в ответ часто кидали нашим бойцам свои листовки-пропуска для сдачи в плен и листовки в виде советских денег.

"Наша пропаганда была гибкой, продуманной и часто меняла курс, подстраиваясь под военные условия и внешнюю политику".
Маргарита Иващенко, заведующая Красногорским филиалом Музея Победы

80% "доставок" совершали военные лётчики во время боевых вылетов.