Телефонное мошенничество является одним из самых массовых цифровых преступлений. Соцсети давно являются частью нашей повседневной жизни. Многие пользователи выкладывают на всеобщее обозрение личные сведения: номера телефонов, адреса проживания, распорядок дня, местоположение и многое другое. Порой это облегчает злоумышленникам их задачу, ведь мы сами непреднамеренно предоставляем информацию о себе.

42 712 - количество фактов мошенничества, совершённых с использованием средств мобильной связи, выявленных правоохранительными органами, было зарегистрировано в 2018 году.

Чаще всего преступники действуют по отработанной схеме. Центр цифровой экспертизы совместно с экспертами по кибербезопасности из Group-IB выделил наиболее распространенные признаки того, что вы общаетесь с аферистом:

  • Неизвестный просит вас сообщить CVV (код сзади карты) банковской карты, кодовое слово или код из смс. Как только вы услышали эту просьбу, сразу прощайтесь с собеседником - на линии мошенник. Спокойно прервите разговор и сообщите в ваш банк, с какого номера поступил звонок.
  • Вам указывают реквизиты для перевода. Даже если "легенда" кажется вам убедительной, ни в коем случае не переводите по ним средства. Всегда уточняйте ФИО звонящего, а также те детали, которые не могут быть известны постороннему человеку. Если вам говорят, что помощь требуется родным - обязательно свяжитесь с ними сами и перепроверьте информацию. Эти несколько минут ничего не решат, зато вы будете уверены, кто именно просит вас осуществить перевод.
  • Вас просят предоставить какие-либо личные сведения. Всегда спрашивайте, для чего это необходимо. Если у вас есть сомнения, что на линии банковский сотрудник, не сообщайте никаких данных, связанных с вашими банковскими счетами, паролями, паспортными данными, кодовыми словами, а также другие сведения, разглашение которых может привести к финансовым потерям.
  • Вам звонят с целью предупредить о мошеннической операции с вашим счетом. Схема приблизительно такая: вам звонит "сотрудник банка", клиентом которого вы являетесь, и сообщает, что с вашего счёта неизвестные пытаются списать некую сумму денег. Иногда звонящий может даже рассказать, сколько денег у вас на счету, и когда в последний раз была произведена операция по счету, однако это далеко не гарантия того, что на проводе действительно банковский сотрудник – к сожалению, даже такая информация может попасть в руки мошенников. Банк же в подобных случаях обычно автоматически блокирует все движения денежных средств по карте, а сам клиент звонит для разблокировки и называет свои данные. Подобные звонки, по словам экспертов, являются "разводом".
  • Сотрудник банка отказывается называть свои ФИО, должность и рабочий номер телефона. В таком случае, вряд ли вам звонят действительно из банка. Если у вас есть сомнения, перезвоните в банк самостоятельно и уточните, действительно ли имел место звонок от сотрудника. Если да, то попросите перевести на него и  продолжите диалог. Эксперты напоминают: звоните только по телефону, который указан на сайте организации или на карте. Не следует звонить по номеру, который продиктовал вам собеседник или который поступил в смс.
  • Слишком хорошо, чтобы быть правдой: если вам обещают выгоду без усилий или легкие деньги. Схема проста: вам сообщают, что вы выиграли в лотерее, или, например, вам сейчас будет осуществлен денежный перевод, однако от вас требуется либо информация по карте, либо некий взнос. Здесь всё очевидно: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
  • Вы на 100% не уверены в том, откуда исходит звонок? Попросите собеседника перезвонить позднее, ссылаясь на занятость и невозможность разговаривать в данный момент. Так вы сможете проверить номер телефона, с которого был осуществлён звонок, в интернете (если это мошенник, велика вероятность, что пользователи Сети уже отметили данный номер как потенциально опасный). Кроме того, не все мошенники перезванивают: многие предпочитают решать задачу за один звонок.
  • Собеседник торопит вас. Велика вероятность, что на линии аферист: в спешке многие теряют бдительность и не успевают обработать и оценить информацию, что позволяет преступникам воспользоваться ситуацией.
  • На вас давят, чтобы вы быстро приняли решение, описывают пугающие сценарии. Помните: несколько минут ничего не решат. Не позволяйте тревоге и собеседнику затмить здравый смысл. Вполне возможно, что ничего не случилось и злоумышленник пытается вас запугать, сгущая краски. Спокойно разберитесь в ситуации, задавайте уточняющие вопросы, выясните и проверьте детали.
  • Объявите, что вы записываете разговор. Собеседника пугает ваше предупреждение? В большинстве случаев такое заявление заставляет преступников пойти на "сдать назад".
  • Вас просят никому не рассказывать о данном разговоре и о том, что вас просят сделать. Сразу прощайтесь с собеседником и заканчивайте разговор.
- В последнее время звонки от телефонных мошенников занимают одно из лидирующих мест среди киберпреступлений против клиентов банков. Это социальная инженерия, незаконный метод получения информации, при котором жертва предоставляет все данные самостоятельно. Социальная инженерия стала одной из самых острых проблем для клиентов российских банков: по данным Сбербанка, её доля в общем объёме мошенничества в отношении клиентов достигла 88%. Всем клиентам следует соблюдать простые правила: никому, в том числе сотруднику банка, нельзя называть полные реквизиты карт, ПИН-код, CVC-коды, одноразовые пароли для подтверждения операций. В такой ситуации нужно прекратить разговор и перезвонить в банк по его официальному номеру (в Сбербанке это короткий номер 900). Подробно о типах мошенничества и способах защиты можно узнать на сайте банка, - отметили в пресс-службе Сбербанка.

Кроме того, чтобы избежать нежелательных звонков, эксперты советуют найти и скачать на телефон специальное приложение, которое определяет неизвестные номера и предупреждает о принадлежности номера к организации или категории "спам". Отмечается, что подобные приложения, как правило, строятся на информации от других пользователей, отмечающих подозрительные номера телефонов.

Даже если вам действительно звонят из банка или знакомые вам люди просят осуществить перевод, лучше потратить немного времени, чтобы уточнить и проверить детали, чем поплатиться за свою наивность и спешку.

Куда жаловаться на телефонных аферистов?
- Если звонок поступил, якобы, от сотрудника банка, но вы «раскусили» мошенника или даже просто подозреваете – свяжитесь с банком, от имени которого был совершен звонок, и продиктуйте им данный номер. Далее банк будет самостоятельно принимать меры по блокировке номера мошенника. В случае, если вы столкнулись с подобной ситуацией или даже по какой-то причине «клюнули» на удочку аферистов - обращайтесь ближайшее отделение полиции с заявлением о преступлении. Пригодятся все факты, которые вы запомнили, – объясняет Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества.