В основе сценария картины – роман "Общага-на-Крови" Алексея Иванова. Его события разворачиваются в 1984 году в Свердловске, в студенческом общежитии. 

Беззаботное существование его обитателей заканчивается после того, как одна первокурсница кончает жизнь самоубийством, спрыгнув с крыши здания. Отличник Забела оказывается одним из последних, кто видел погибшую живой. Он уверен, что в гибели девушки виноват один из сотрудников общежития, но, как выясняется, его правда никому не нужна.

- Почему выбрали именно этот материал для режиссёрского дебюта?
- С одной стороны, я обожаю эту книгу, а с другой – мне показалось, что "Общага" идеально подходит для дебюта, потому что тут консистенция драматургии в очень простых условиях. Когда ты не тратишь время на отвлекающие моменты производства, переезды, сложные съёмки. У тебя есть актёры и стены, и ты занимаешься кино в чистом виде. Я подумал, что если я с этим справлюсь, то, значит, справлюсь со всем.

- Сложно было воссоздавать мир советского общежития?
- Мне этот мир очень понятен. Моё советское детство проходило в коммунальной квартире, в какой-то момент я тоже жил в общежитии. Нам ещё очень повезло: мы нашли потрясающее здание. Под Санкт-Петербургом, в посёлке Стрельна, есть огромный Университет морского и речного флота, где раньше готовили специалистов для всех советских республик, и при нём существует общежитие из 9 корпусов. В нескольких корпусах сейчас уже никто не живёт, так что мы смогли зайти внутрь – там даже розетки и выключатели не менялись с 1979 года. Походили, посмотрели, и я подумал, что можно, конечно, ещё искать, но, наверное, смысла нет.

- Персонажи сначала кажутся такими прекрасными и свободными людьми, но происходит чрезвычайная ситуация, на них давит руководство, и они довольно быстро переходят на сторону зла. Насколько, по-вашему, история завязана на эпохе, на советском мировоззрении?
- Для меня это никогда не было историей про то время. В первую очередь это история про человеческий выбор. Всё действие происходит в Свердловске, и в первой версии фильма мы использовали цитату Ильи Кормильцева, автора всех текстов раннего "Наутилуса Помпилиуса", о том, что люди – это ангелы, которые упали с лестницы. Мне кажется, эта фраза очень чётко характеризует персонажей "Общаги". Потому что на самом деле все они достойны любви, но не все справляются с искушениями, которые им приходят. И ещё это история про то, что слабый становится самым сильным, а сильные оказываются слабыми. По сути, это древнегреческая трагедия, просто перенесённая в общежитие 1984 года.

- Кажется, что лет 30–40 назад молодёжь острее, трепетнее относилась к вопросам долга и морали, чем сейчас.
- Я думаю, что это во всём мире происходит – понятия добра и зла размываются. Многие стараются жить по принципу: что бы ты ни делал – главное, чтобы ты был счастливым. Неважно, что и как, главное – чтобы всем было хорошо. Потому что это проще, потому что если начинаешь задаваться глубокими моральными вопросами, то приходишь к тому, что твоя жизнь должна очень сильно поменяться, а дальше вопрос, есть ли у тебя силы на это. И очень часто этих сил нет. 

- Никита Ефремов сыграл в вашем фильме спивающегося поэта, и смотреть на это больно – невозможно абстрагироваться от реальной жизни, от трагедии с его отцом.
- Он меня умолял, чтобы я его не утверждал на эту роль, потому что он не хотел это играть.

- Почему в итоге согласился?
- Для него это тоже вызов, это его демоны, с которыми он боролся через роль. Какой смысл отказываться от хорошей роли, бояться, что кто-то что-то подумает? И я ему дико благодарен, что он в эти круги ада спустился. На эту тему сложно говорить, но я думаю, что Никита будет первым, кто вырвется из круга, и он сейчас это доказывает своей потрясающей формой. Он потрясающий глубокий актёр и сильный человек.

- Вы сделали потрясающую карьеру в Голливуде. Успеваете следить за нашим кино? Можете оценить его уровень по мировым стандартам?
- Я думаю, что сейчас в Голливуде глобальный кризис идей, потому что всё сильно завязано на коммерции. Отсюда и колоссальное количество ремейков, продолжений. Свежие идеи есть, но их тяжело продавать, потому что это огромные риски. В России в этом отношении, мне кажется, намного легче. Может, нам тяжело конкурировать на международном рынке в производстве автомобилей, но в производстве кино мы вполне конкурентоспособны, потому что у нас есть история, богатая литература, драматургия. И это доказывают успехи последнего времени. Российские проекты постоянно в топе на "Нетфликс" – это же колоссальное достижение.

- Не думаете вернуться на родину в таком случае?
- Я гражданин мира, живу там, где у меня есть работа, где мне интересно. Если бы мне поставили выбор, что снимать: "Отряд самоубийц 2" или "Общагу", я выбрал бы второе. Потому что "Отряд самоубийц" я уже снял, и похожие фильмы будут бесконечно выходить, а на "Общаге" я сам буду автором. Это же момент внутреннего удовлетворения, развития, который не всегда связан с деньгами и карьерой.


Роман Васьянов родился в 1980 году в Москве.  Окончил операторский факультет ВГИКа в 2003 году. В качестве оператора снял фильмы: "Тиски", "Стиляги" и "Одесса" Валерия Тодоровского, "Явление природы" Александра Лунгина и Сергея Осипьяна, "Ярость", "Отряд самоубийц" и "Яркость" Дэвида Эйера.