В Екатеринбурге в "Ельцин-центре" 17 сентября откроется выставка ""Авангард. На телеге в XXI век", где будут представлены уникальные полотна самых известных авангардистов начала ХХ века .

Экспозиция интересна не только именами художников, но и историей самих произведений, которые почти случайно были обнаружены  в хранилище краеведческого музея Яранска – маленького городка в Кировской области.  Нашёл их искусствовед, один из кураторов выставки Андрей Сарабьянов.

Последнее открытие
Русским авангардом искусствовед увлёкся ещё в 80-х годах прошлого века. Разыскивал картины в запасниках музеев – в то время работы авангардистов на выставки "не пускали". В итоге с командой единомышленников издал  "Энциклопедию русского авангарда".  

– И мне казалось, что всё, что можно было найти, уже найдено, – говорит Андрей Сарабьянов. – И последняя поездка моя была в Вятский художественный музей. И там я познакомился с искусствоведом, моей будущей коллегой Анной Шакиной. Она мне сказала, что нужно обязательно посетить Яранск. Я поехал, можно сказать, по её "наводке". И там в краеведческом музее обнаружил забытые с 1921 года произведения Василия Кандинского, Александра Родченко, Варвары Степановой, жены Родченко, и менее известные – всего около 40 работ.

Выяснилось, что Анна Шакина упоминала об этой выставке в своей диссертации, но это осталось незамеченным. Да и она не стремилась к огласке.

– Я опять встретился с Шакиной, и уже она рассказала, что в 1921 году была третья передвижная выставка города Советска, – рассказывает Андрей Сарабьянов. – Она должна была проехать семь городов Вятской губернии. Условия быта, плохая погода, началась зима – и выставка эта проехала всего два города: побывала в Советске, а потом её погрузили на телеги и отвезли в Яранск. Там она и застряла почти на 100 лет.

По словам искусствоведа,  о существовании ценных картин знали единицы, и, к счастью, все они честные люди. Ведь  кроме художественной ценности у работ есть и обычная цена.

– Самые ценные – это работы Кандинского – акварели с 1915  по 1919 год – и шесть масляных картин Родченко. Совокупная стоимость – это миллионы долларов, – говорит Андрей Сарабьянов. – Точнее сказать сложно. Возможно, всю ценность понимали не сразу. В 20-е и 30-е годы эти работы столько не стоили. Стоить они стали только в 80-е и 90-е прошлого века.

Эпоха авангарда
– Эти картины будут сегодня восприниматься, конечно, немного не так, как сто лет назад, – говорит искусствовед и участник организаторской команды выставки Александр Кремер. – Тогда в 20-е годы и в столицах на футуристов – авангардистами их никто не называл – смотрели, приподняв бровь, с недоверием. Теперь русский авангард стал почти нарицательным, а его первые имена – "брендами", но и сейчас многие говорят, что им такое искусство непонятно. Мы даже не замечаем, что уже его впитали на подсознательном уровне. Когда мы закончим говорить, посмотрите в свой телефон, и вы увидите интерфейс – минимум "декора",  лаконичные геометричные плоскости, цветовые пятна. И само устройство, которое вы держите в руках – совсем не веточка сирени! Ваш смартфон имеет лаконичную форму, которой в природе не встречается. То есть последствие проникновения авангардного искусства в массовую культуру находится сейчас у вас возле уха. А если вы смотрите в данный момент в монитор, обратите внимание, какого он цвета и какой формы. А если пойдёте на шаг глубже, то увидите пиксели – маленькие чёрные квадратики...


40 работ авангардистов обнаружено в Яранске. Всего передвижная выставка 1921 года включала более 300 картин. По мнению специалистов, часть из них ещё тогда вернули владельцам, а часть может быть утрачена.


"Кажется, что авангард – это что-то непонятное, но мы в нём живём".
Александр Кремер, искусствовед