Новости

Пострадавшие от семейного насилия женщины остаются с проблемой один на один – эксперт

Вышло большое исследование по вопросам гендерного равенства
Пострадавшие от семейного насилия женщины остаются с проблемой один на один – эксперт
Инфографика по вопросам гендерного равенства, основанная на исследовании ""Михайлов и Партнёры. Аналитика". Фото Павел Киреев, "Metro"
Инфографика по вопросам гендерного равенства, основанная на исследовании ""Михайлов и Партнёры. Аналитика". Фото Павел Киреев, "Metro"
Женщины отстаивают свои права по всему миру. Фото Getty
Конференция по вопросам гендерного равенства и домашнего насилия в Ганновере. Фото Getty
Инфографика по вопросам гендерного равенства, основанная на исследовании ""Михайлов и Партнёры. Аналитика". Фото Павел Киреев, "Metro"1/3

Результаты опроса (данные опроса смотрите в инфографике на первом слайде), проведённого компанией "Михайлов и Партнёры. Аналитика", вызвали большой интерес у пользователей Сети, которые обменялись мнениями в Twitter. Подавляющее большинство смутили данные, что у женщин и мужчин одинаковые условия для строительства карьеры.

– На работе на днях не взяли девочку из-за того, что она девочка. Посчитали, что быстро уйдёт в декрет, – написал в Twitter Виктор Козлов. – На прошлой работе с тем же столкнулся. А в опросе люди думают, что все равны. Бред полный!

Других возмутило, что женщины провоцируют насилие своим поведением.
– В России девушки вынуждены ходить с баллончиками с газом, чтобы отбиться от насильника. Девушки боятся, – написал Виктор Косолапов. – Поэтому про провокации очень странно.

Своим мнением по поводу опроса с Metro поделилась и эксперт международного агентства «ООН-Женщины» (структура ООН по вопросам гендерного равенства. – Прим. Ред.) Елена Мезенцева.

– Исследование чётко показывает, что в гендерном сознании россиян происходят очень серьёзные и в какой-то степени неожиданные сдвиги, – сказала она Metro. – К примеру, 15–20 лет назад заданные в исследовании вопросы вызвали бы у людей совершенно традиционное отношение. Тогда господствовала идеология закрепления социальных ролей. Мужчина кормилец, а женщина по преимуществу рожает детей и заботится о семье. А сейчас некоторые поддерживают женщин, строящих карьеру. Меня поразила цифра в 70%  - это люди, которые одобряют, что женщина зарабатывает больше мужа. Это фантастика! Потому что, например, на стыке эпох, в 90-е, ситуация, когда женщина зарабатывает больше мужа вызывала совершенно другие эмоции и была реально травмирующей для мужчин. В 96-м году проводили исследование среди женщин-менеджеров коммерческих банков. И они через одну говорили, что тот факт, что они работают в банке и зарабатывают больше мужа – это серьёзная причина конфликта в семье. А в новом исследовании 70% относятся к такому совершенно спокойно. Вывод: идеи равноправия встречают гораздо меньшее сопротивление, чем раньше и воспринимаются как нечто находящееся в пределах нормы.

Мезенцева подчеркнула, что отдельно стоит обратить внимание на спокойное отношение к вопросам, касающимся сексуальности.

– Поразило, что больше 60% респондентов (как мужчины, так и женщины) поддерживают женщин в праве вести половую жизнь до брака. Это очень много, – отметила она. – Тут какое противоречие возникает. В Интернете (или на программах на телевидении) слышны радикальные точки зрения. А когда начинают массово опрашивать людей, то выясняется, что радикалов среди них куда меньше. Ещё больше, 83%, спокойно относятся к праву определять, рожать ребёнка или нет. Это очень показательно и говорит о том, что последние 20 лет, несмотря на всю ругань в адрес феминисток и прочих людей, выступающих за гендерное равенство, они не прошли даром. Сдвиг в общественном сознании произошёл не столько под влиянием общественной пропаганды, а из-за того, что поменялся образ жизни. И те, кто в 90-е выступал за то, что жена категорически не может зарабатывать больше мужа сейчас понимают, что жизнь может сложиться по-разному.

Высказалась Мезенцева и по вопросам, связанных с домашним насилием.

– Конечно, очень большая часть респондентов считает недопустимым любое физическое насилие в семье, 61% и там есть разница по полу. При этом только 10% не считает принуждение жены к сексу изнасилованием. Есть те, кто считает допустим шлепки и удары, это в пределах нормы, – подчеркнул эксперт. – Но когда мы узнаём, кто же виноват в возникновении семейного насилия, то выясняется, что 68% мужчин и 60% женщин считают, что женщины сами провоцируют мужчину на насилие внешним видом или поведением. И тут возникает смысловой конфликт. С одной стороны, 61% не считает допустимым физическое насилие, а около 65% говорят о том, что сами женщины спровоцировали. Отсюда все проблемы с принятием закона о профилактики семейного насилия. Это исследование отчасти говорит о том, что каша в голове не только у депутатов, но и у населения. Когда людей на абстрактном уровне спрашивают, а допустимо ли физическое насилие. Они говорят: да нет, не надо. Но когда речь заходит о том, кто виноват или можно ли считать принуждение жены к сексу изнасилованием — вот тут гораздо больше однозначности в ответах и гораздо более традиционные представления.

Что меня ещё насторожило в результатах. Это отношение к тому, как решать проблему с семейным насилием. Потому что половина – 47% уверена, что это частная проблема и она должна решать только в рамках отдельной семьи. Это очень много и это как раз причина того, что проблема не решается. Это как раз значит, что если в семье кто-то кого-то поколотил, то жертва сама должна бежать снимать побои, потом она должна писать заявление, потом она должна искать деньги, чтобы нанять адвокатов и так далее. В общем, она остаётся с этой системой судопроизводства один на один.