Новости

Погибших на горе могло быть больше

23 сентября на Эльбрусе произошла трагедия, унёсшая 5 жизней. Metro вместе с опытными альпинистами разбиралось, как такое могло произойти
Погибших на горе могло быть больше
Погибших на горе могло быть больше
Все участники – старше 30 лет и в большинстве своём без опыта. Фото РИА Новости

Компания "Эльбрус Гайд", организовавшая роковое восхождение, принадлежит индивидуальному предпринимателю из Санкт-Петербурга Денису Алимову.

Его основное увлечение – каяки. Горным направлением он занялся в 2015 году. Изначально в группе было 23 человека – 19 туристов, 2 гида и 2 помощника. Однако трое участников отказались от восхождения из-за плохого самочувствия.

В ночь на 23 сентября группа выдвинулась на штурм вершины. По словам Алимова,  гиды Илья Чуйков и Антон Никифоров знали о надвигающейся буре, но попытались проскочить в погодное окно. "Это был единственный вариант на ближайшие пять дней. Так выходили и другие команды, не только наша", – рассказал Алимов РЕН-ТВ.

Это подтвердила и гид другой группы, Ксения Котляр. "Утром было нормально, –  написала она в своём Instagram. – Единственное окошко перед четырьмя днями непогоды. Хотели успеть". При восхождении, по словам альпинистки, уже задувало, но группа Котляр успела сходить на вершину и вернуться, а Чуйкова и Никифорова – нет. К слову, остальные группы, которых обычно несколько десятков, в этот день на штурм не вышли.

По словам Алимова, на предвершинном плато его группа оказалась поздно – к 10:00. Одной из участниц стало плохо, и её решили спустить ниже, на седловину – плоский участок между Западной и Восточной вершинами. С этого момента началась череда трагических событий.

Группа пошла дальше к вершине, а помощник гида Игорь Даньков стал спускать девушку. В это время погода резко ухудшилась: упало давление и разразился небывалый шторм, видимость из-за плотного снега снизилась до полуметра. Вопреки ожиданиям на седловине девушке стало ещё хуже. Но вместо того, чтобы вколоть ей дексаметазон, как положено в таких случаях, гид давал ей нюхать нашатырь и поил чаем. Примерно к 13:00 девушка умерла у него на руках.

Ещё около двух часов Даньков ждал группу, но связи с ней не было. Он понял, что наверху что-то произошло, и решил спускаться самостоятельно. К 17:00 ему удалось связаться с координатором и сообщить о ЧП.

Самым сложным при восхождении на Эльбрус считается участок от седловины до предвершинного плато. Это довольно крутой, местами обледеневший склон. По его краю идёт тропа с провешанными страховочными перилами. Альпинисты пристёгиваются к ним карабинами и только после этого начинают подъём. Аналогичным способом происходит и спуск.

По словам Алимова, на пути с вершины группа не смогла найти перила, потому что их занесло снегом. Пришлось делать связки и спускаться. Одна из связок сорвалась, и участник сломал ногу. Это оказалось фатальным. Пока возились с травмированной ногой – остальные участники стали замерзать. Тогда гиды приняли решение разделить группу на "медленных" и "быстрых". Во время спуска умерли ещё три женщины и один мужчина. Двух женщин спасатели успели спустить на высоту 3900 метров, но в сознание они так и не пришли.  К двум часам ночи спасательная операция была завершена. Выжили 14 человек.

Каким должен быть хороший высотный гид?

Альпинист Сергей Капитон, семь лет проработавший гидом на Пике Ленина, рассказал Metro, что должен в обязательном порядке выполнять высокогорный инструктор.

  • Контролировать подготовленность участников, для Эльбруса – хотя бы бег от 10 км.
  • Проводить грамотную акклиматизацию.
  • Проводить ледово-снежные занятия с отсевом "нулевых" участников.
  • Контролировать подбор  снаряжения и одежды.
  • Иметь аптечку с дексаметазоном (препарат от отёка мозга).
  • Иметь опыт восхождения на Эльбрус.
  • Контролировать погоду и "точку возврата".
  • Иметь радиосвязь с каждым гидом группы и со спасателями.

Вопрос-ответ. Сергей Капитон, альпинист, высотный гид

- Какие ошибки допустили гиды?
- Восхождения на высокие горы всегда сложны и зависят от многих факторов: физподготовка, правильное снаряжение, грамотные гиды, связь и погода, погода, погода. Это про лето. К восхождениям в межсезонье особые требования. Не берусь судить о физподготовке и одежде участников, но всё остальное было нарушено. Отсутствие необходимого числа профессиональных гидов (по международным нормам – 1 гид на 3 человек), отсутствие радиосвязи, поздний выход на маршрут, игнорирование дедлайна (возврат назад в определённое время независимо от точки нахождения), пренебрежение основным фактором ухудшения прогноза погоды.
Задача гида, особенно гида высотного, – это не завести клиента на гору, а создать все условия для шанса восхождения и главное – спуска.

- Несёт ли ответственностьсам участник восхождения?
- Горы – это общемировая мода, и это не изменить. В помощь реализации амбиций появилось направление "Коммерческий альпинизм". Я не буду говорить, хорошо это или плохо, – это данность. Есть дорогие и бюджетные фирмы для всех категорий жаждущих. Дорогие предоставляют хороший сервис, полный комплект предвершинной подготовки, наличие достаточного количества профессиональных гидов с гарантией безопасности. Бюджетные экономят на всём, но именно они наиболее популярны.

Гид не может запретить клиенту идти на гору, может только рекомендовать. Здравомыслящий клиент должен сам оценивать свои шансы. К сожалению, амбиции и сожаление о потраченных впустую деньгах тянут клиента любым способом лезть наверх, причём многие считают, что гид обязан их туда хоть занести. Многим становится плохо уже на подъёме. Именно для этого нужны гиды, которые могут адекватно оценить обстановку и в случае необходимости прервать восхождение и спустить клиента вниз.