Новости

Никита Высоцкий: Если бы отец дожил, он был бы таким же неудобным

В 2018 году будет отмечаться 80-летие Владимира Высоцкого
Никита Высоцкий: Если бы отец дожил, он был бы таким же неудобным
Никита Высоцкий. Фото ТАСС
Никита Высоцкий. Фото ТАСС
Памятник Владимиру Высоцкому. Фото Getty
Никита Высоцкий. Фото ТАСС1/2

В 2018 году будет отмечаться 80-летие Владимира Высоцкого. В феврале 2018 года спектакли, посвящённые барду, пройдут в Поволжье, а 25 апреля в ГЦКЗ "Россия" состоится грандиозное шоу "Высоцкий 80. Я ЖИВ!". Мetro поговорило с Никитой Высоцким – постановщиком и участником шоу

По вашим ощущениям, память о Высоцком угасает?
Вы знаете, она волнообразна. Объяснить это довольно сложно.
Но тут скорее важно не количество, а качество. Он не просто популярен, любим. Он выбран людьми, он где-то в глубине, сердцевине. Отец коснулся чего-то очень существенного в жизни и судьбе каждого, кто говорит на русском языке. Это очень глубокое, серьёзное отношение. Оно остаётся.

А вы песни отца слушаете?
Безусловно. Но у меня это всё-таки происходит несколько по-иному.
Я работаю в музее Высоцкого, хожу по улице Высоцкого, у меня фамилия Высоцкий. Так или иначе я сталкиваюсь с тем, что он делал, с его песнями.
Но да, иногда я читаю его или слушаю песни не случайно, а потому, что мне это нужно.  Безусловно, я до сих пор нахожусь под впечатлением от того, что он делал и как жил.

"Я не могу использовать жизнь отца как некий компас для своей собственной".
Никита Высоцкий, актёр, режиссёр, директор Государственного культурного центра-музея В. C. Высоцкого

Вас часто рассматривают через призму отца. А в спектакле, где  вы будете читать его стихи, от вас наверняка будут ждать максимального сходства. Вам не будет легче от этого?
С одной стороны, возможно, да. Но с другой стороны, люди, которые хотят услышать Высоцкого, очень взыскательны. Они не простят пустоты, поверхностного исполнения. При этом спектакль – очень личностное высказывание, поэтому мы, конечно, волнуемся.

У вас актёрское образование. Довольны этим выбором?
Жизнь сложилась так, что постоянно в театре я не работаю. Моя трудовая книжка лежит в музее. Я не жалуюсь. Мне интересно, чем я занимаюсь, интересна моя жизнь. Профессию я люблю, в достаточной степени ею владею. Доволен ли я судьбой? Ну, не до конца, если говорить именно об актёрстве. Но так сложилась жизнь, и в ней много счастливого и хорошего.
 
Многие сейчас отмечают театральный бум в Москве. Что вы по этому поводу думаете?

Возможно, театр должен ориентироваться на вкус и интересы публики. Но при этом он должен и диктовать, и, если хотите, даже навязывать. Часто бывает так, что театр идёт на поводу в погоне за зрителем, модностью, популярностью, аншлагами, очень многое упуская. Если на это не обращать внимания, я думаю, это может повернуться уходом людей из театра.

Очень важно не обмануть людей и направить, а не только заработать. Лучшие режиссёры и актёры это понимают.
А вообще, я рад, когда в театре нет свободных мест. Аншлаг – это определённое ощущение зала. Даже если спектакль хороший, но есть пустые места – ощущения не те.

Есть ли какие-то ошибки отца, которые вы стараетесь не повторять?
Не могу сказать, что я сосредоточен на "нельзя делать так, потому что отец сделал и у него не получилось". Я живу своей жизнью, учусь на своих ошибках. Не буду входить в конкретику, но я много знаю об отце, и, когда что-то похожее происходит в моей жизни, я могу вздрогнуть и на секунду остановиться.

Какое место занял бы Владимир Высоцкий в современной системе координат?
Такие люди вовремя рождаются и вовремя же уходят. Мне очень трудно представить его живущим сейчас. Я вижу его сверстников по актёрскому цеху. Они по-разному вписываются в сегодняшнюю жизнь, а кто-то и не вписывается.
Думаю, место Высоцкого и есть сейчас, и было бы, если бы он дожил. Он не был бы с большинством, в партии, был бы таким же неудобным. Словом, не боялся бы ни слова, ни пули и в привычные рамки не лез.