Исследовательское агентство "ПромРейтинг" провело исследование поискового поведения пользователей Сети и выявило регионы с максимальным и минимальным интересом к информации о так называемом движении АУЕ* (Организация запрещена в России).
Построение карты поискового интереса к теме проходило в несколько этапов.
Сначала специалисты провели сопоставили специфичные запросы о тематике криминальной субкультуры с географией пользователей. Для этого они сначала определили набор слов, их морфологических форм и словосочетаний, которые по-возможности наиболее полно и однозначно соответствующий изучаемому явлению. Затем они пропустили их через сервисы внутренней статистики наиболее востребованных поисковых систем в России, видеохостингов, агрегаторов новостей. После этого эксперты обобщили и нормализовали полученную информацию через систему внутренних коэффициентов в зависимости от веса той или иной системы поиска информации в Интернете.
Результатом стала карта, в которой учтены география пользователей по субъектам Росcии и относительная доля вводимых поисковых запросов по заданной тематике от прочих запросов, которые производились с данных территорий. Таким образом эксперты определили регионы России с максимальным и минимальным интересом жителей к тематике криминальной субкультуры АУЕ* (Организация запрещена в России).
Верхнюю строчку рейтинга среди регионов с наибольшей долей запросов – 100 – возглавила Бурятия. Далее идут Забайкальский край и Иркутская область. В ТОП-10 также попали Якутия, Приморье, Сахалин, Еврейская АО, Ульяновская область, Оренбургская область и Камчатка.
Что касается регионов с наименьшей долей запросов по тематике криминальной субкультуры, то первые три строки в рейтинге занимают Чеченская и Кабардино-Балкарская республики, а также Владимирская область.
Как объяснил Metro ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов, "информационный резонанс, связанный с якобы существующим "движением АУЕ*" (Организация запрещена в России), развивается по сценарию, известному в социальных науках как "моральная паника".
По словам Дмитрия Громова, результаты исследования вовсе не означают, что жители данных регионов стремятся приобщиться к криминальной деятельности и исповедовать "арестантский уклад". Он также подчеркнул, что информационный резонанс, связанный с движением, наблюдается на фоне значительного снижения преступности.
На вопрос о том, связан ли интерес пользователей Сети к тюремной тематике с количеством исправительных учреждений в регионе, Громов ответил отрицательно.
По его мнению, причина высокого уровня запросов от пользователей, интересующихся данным движением, – в медийном резонансе, который сопровождает эту тему.
*АУЕ – организация, запрещенная на территории России.
Ранее Дмитрий Громов в интервью N + 1 рассказал о том, на основе каких критериев в СМИ соотносят совершаемые преступления с данным движением. По его наблюдениям, должен присутствовать какой-либо из следующих параметров:
- подросткового возраста участников преступления;
- наличия у одного или нескольких участников судимости;
- группового характер действия, позволяющего рассматривать группу преступников как банду;
- наличия ссылки на криминализированные ресурсы в аккаунтах участников преступления в социальных сетях;
- выкриков лозунга и использования тюремно-уголовного жаргона;
- личных заявлений о принадлежности к движению.