В Москве стартовали съёмки фильма "Сахаров. Две жизни", приуроченного к столетию академика. Главные роли исполняют Алексей Усольцев и Чулпан Хаматова.

Судьба Андрея Сахарова весьма противоречива. Он был не только великим физиком-теоретиком и нобелевским лауреатом, но и известным всему миру правозащитником. Он изобрёл водородную бомбу, но при этом выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. Личность Сахарова всегда вызывала неоднозначную реакцию – одни видели в нём предателя, другие – борца за мир и справедливость.

Фильм представляет собой гибрид документального и игрового  кино. Документальная составляющая основывается на уникальной фото- и видеохронике, снятой вокруг академика и ядерного проекта, которым он занимался. Все фразы, которые произносят артисты, полностью оригинальны и принадлежат Сахарову.

– Я прочитал 15 тысяч страниц воспоминаний Сахарова и превратил их в сценарий, – рассказал Metro автор идеи Рома Супер. В 2014 году я побывал в его московской квартире-музее, погрузился в биографию и удивился, что до сих пор про него никто не снял байопика. Мы все привыкли думать о Сахарове либо как об изобретателе адского оружия, либо как о правозащитнике, однако между двумя этими полярностями целый океан страданий, преодолений, сомнений, переживаний, постоянная борьба добра со злом, любовная драма. И вот я 6 лет переживал, а потом появился продюсер Игорь Мишин, который сказал: давай снимать прямо сейчас.

Чулпан Хаматова призналась, что читала сценарий с изумлением. До этого она была плохо знакома с биографией академика.

– Сахаров – личность невероятного масштаба, настоящий моральный авторитет, каких сегодня практически нет в России, – считает актриса. – Это очень важная и интересная история о том, как развивался взгляд человека, как менялся его путь. Переосмысление того, что он делает, ради чего он это делает. И гуманитарные вопросы, которые появляются в этом сценарии – они невероятно важны.

– Раньше он  меня очень раздражал, – поделился исполнитель главной роли Алексей Усольцев. – Я не знал что Сахаров – "отец" водородной бомбы. Воспринимал его как политика – гнусавого, однообразного, который почему-то ругает нас за Афганистан. Уже много позже я узнал, что мы обязаны ему паритетом с Америкой.

Интересно, что фильм начали снимать с конца, потому что в финале есть единственная сцена, в которой происходит взаимодействие между двумя актёрами, Чулпан и Алексеем.

– В кадре должно быть отражение в зеркале, но мы решили поиграть в кино Мишеля Гондри и сделать дырку в стене, чтобы сымитировать отражение и дать актёрам возможность видеться на площадке, – рассказал режиссёр Иван Проскуряков. Ещё сняли сцену пожара, когда Сахаров возвращается из мирового турне, где он встречался с президентами разных стран.

Проект уникален ещё и тем, что впервые в российском документальном кино для съёмок используется ARFX-технология. Вместо хромакея – гигантские экраны высокого разрешения, на которые можно выводить всё что угодно. Они позволяют создавать трёхмерный фон и совмещать его с передним планом.  При просмотре зритель вряд ли догадается, где заканчивается одно и начинается другое. Например, с применением такой технологии снимался сериал "Мандалорец".

"Сахаров – супергерой ХХ века. Он не умеет летать, и у него нет кубиков пресса, он нелепо одевается и стесняется смотреть в глаза, но от этого его заслуги не меньше",  - говорит сценарист  Рома Супер.