На лекции, прочитанной в музее "Гараж" кандидатом исторических наук Тимуром Мухаматулиным, Metro узнало, как менялся характерный образ мужчины в СССР и России

1920-е годы

Для большевиков идея гармонически развитой личности была очень важной. Идеальным образом мужчины им виделся революционер Рахметов, герой романа Чернышевского "Что делать?". Он развивает интеллект, читает книги, находит время для занятий гимнастикой. Ничего не известно про семью, любовные увлечения Рахметова. Всё это на периферии его картины мира.

1930-е годы

В начале 30-х выкристаллизовывается образ нового мужчины, и он тесно связан с милитаризацией общества. В стране начинается реализация программы начальной военной подготовки ГТО. Милитаризация проявлялась и визуально. Отражением этого стала картина Александра Герасимова "И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле", получившая в народе название "Два вождя после дождя". Оба героя на ней одеты в военную форму.

40-е – первая половина 50-х

Великая Отечественная война – переломный момент для советской "маскулинности". Идеальный мужчина теперь – фронтовик, защитивший свою страну, женщин, детей, социализм. Ролевой моделью становится фронтовая дружба, во многом исключающая женщину. Характерный пример – эпизод из фильма "Покровские ворота", где показана московская жизнь 50-х годов. Два фронтовика играют во дворе в домино, рядом молодой герой Костик и мальчик. Все они находятся в "коммунальном" пространстве, и вокруг нет женщин.

Вторая половина 50-х – 60-е

В годы хрущёвской оттепели происходит демилитаризация образа мужчины. Советский солдат перестаёт быть идеалом, фронтовики стареют, умирают или обзаводятся бытом. Важнейшее значение здесь имело интенсивное жилищное строительство. В отдельных квартирах муж оказывается в большом подчинении у жены. 

В фильме "Кавказская пленница" Леонид Гайдай противопоставляет старому образу мужчины новый. Шурик, в отличие от товарища Саахова, герой которого пародирует Сталина, не стесняется учиться у девушки Нины, тем самым преодолевая старые традиции.

1970-е годы

К концу 60-х не невозможно не замечать кризиса мужчины. В "Литературной газете" выходит статья с печальными данными: советский мужчина живёт на 10 лет меньше, чем советская женщина, сотни тысяч страдают алкоголизмом, плохо следят за детьми, многие не платят алименты.

Мужчина оказывается под ещё большим давлением авторитетных женщин. В 70-е кино порождает целую галерею образов слабых и безвольных представителей сильного пола. Это сантехник Афоня или Женя Лукашин, в 30 лет живущий с мамой.

1980-е годы

В 80-е происходит окончательная демилитаризация образа мужчины. Главная причина – война в Афганистане. Она непопулярна, бессмысленна и в итоге проиграна. Армия теряет престиж, "косить" от неё модно. Советский мужчина слишком слаб, он не может защитить женщин, которые теперь занимаются тяжёлым физическим трудом. Новым способом преодоления кризиса стало возвращение к традиционной модели семьи и хозяйства. Она отражена в фильме 1987 года "Архангельский мужик". Советского мужчину здесь пытаются представить как крепкого хозяйственника: он живёт на севере, разводит коров.

1990-е годы

Мужчина перестаёт быть добытчиком. С закрытием предприятий многие теряют работу. Женщины становятся кормилицами, уходят в такие области, как мелкая торговля, челночные услуги. Одна за другой распадаются семьи. Вместе с тем появляется образ сверхбогатого нового русского в малиновом пиджаке.

2000-е годы

Медленно возвращается популярность военной тематики. Образом эпохи можно считать Данилу Багрова, героя фильма "Брат 2". Он не склонен доверять государству, решает проблемы силой, в нём преобладают традиционные ценности: мужчина – это авторитет, защита и покровительственное отношение к женщине.

"Сегодня актуален вопрос гендерного равенства. Мужчина – глава семьи, но хорошо, если жена тоже работает", - Тимур Мухаматулин, историк, кандидат исторических наук