Если в прошлом году в конкурсе было много режиссров-женщин, то в этом году лишь одна – Ксения Зуева с фильмом “Близкие”, однако в программе представлено множество картин с яркими женскими образами.
 
Первая лента, показанная на “Кинотавре,” феминистический манифест – “Блокбастер” бывшего кинокритика Романа Волобуева. Презентуя картину, он заявил: “Сегодня каждый уважающий себя мужчина должен быть феминистом”. У Волобуева получилась остроумная женская версия “Бонни и Клайд” – “Бонни и Бонни”.
 
В центре сюжета две девушки. Обе приехали из провинции покорять Москву.  У Лизы (Светлана Устинова, русская Клаудия Шиффер) всё получилось – она стала известной телеведущей. Правда, ни хорошая квартира, ни роскошная тачка, ни пальто от Prada её уже не радуют. Хотя она и научилась жить по столичным правилам, ей здесь одиноко и неуютно. Работа её бесит – на передаче “Спаси любовь” ей нужно только мило улыбаться и вставлять тупые реплики, к тому же соведущий (Михаил Ефремов) домогается прямо во время эфира. Приходит домой  и узнаёт, что бойфренд изменяет. Ну как тут не напиться с горя?  Обняв бутылку вина, она решается на отчаянный для себя шаг – съесть шаурму, хотя после шести она обычно “ни-ни”. Вот тут в жизни Лизы и появляется Наташа (Аня Чиповская). Она грабит сберкассу микрокредитования, которая находится как раз по соседству, и берёт в заложники Лизу. С этого момента жизнь обеих девушек резко меняется. Они начинают дружить и вместе пытаются скрыться от полиции и непонятного преследователя.
 
Самый сильный момент, когда Наташа оказывается в студии на съёмках. Её героиня произносит речь, которая затронет многих девушек. Героиня восстаёт против придуманной мужчинами системы: что баба должна быть красивой, а мужик – богатым. Когда ведущий обвиняет Лизу, что она попала на телевидение через постель, Наташа бросает ему в лицо: “Не мы эту систему придумали: чтобы провинциалке добиться успеха, нужно прыгнуть в постель к богатому мужчине”.
 
В фильме нет ни одного достойного мужского персонажа, с натяжкой можно назвать хорошим следователя (Евгений Цыганов), который пытается помочь героиням, но и тот слабак – наше знакомство с ним начинается с того, что он хочет покончить с собой. Волобуев рисует мир сильных женщин, которые не готовы жить в патриархальной стране и играть по мужским правилам: они никому ничего не должны, они не хотят жить, оглядываясь и равняясь на мужчин, и уж тем более зависеть от них, ждать от них помощи, они не собираются доказывать, что они лучше или хуже, а просто мечтают быть счастливыми. Причём женское счастье совсем необязательно искать в пелёнках и распашонках. К примеру, для Лизы счастье – это заниматься боксом. Кто сказал, что это мужской спорт? Видели бы вы, как Лиза укладывала на лопатки своих соперников.
 
В прокат лента выйдет 13 июля, правда, без имени Волобуева – режиссёр снял своё имя с титров, поскольку продюсеры не дали ему права финального монтажа картины и выкинули 14 минут из фильма, из-за чего образовались некоторые нестыковки в ленте. К примеру, непонятно, почему героиня говорит с выдуманным акцентом.  Критики, видевшие режиссёрскую версию, хвалят её, но зрителям фестиваля определённо понравилась и продюсерская – зал встретил фильм продолжительными аплодисментами.
 
Дебютный полный метр “Теснота” Кантемира Балагова, воспитанника киношколы Александра Сокурова, показанный в Каннах, а теперь и на Кинотавре, вызвал наибольшую симпатию у критиков. Балагов открыл русскую Кристен Стюарт – Дарью Жовнер. Хотя самой исполнительнице главной роли не нравится это сравнение. Правда, она, кроме “Сумерек”, больше ничего и не смотрела с участием Стюарт. Это первая полнометражная картина в карьере Жовнер, но у неё явно большое будущее. У актрисы невероятно пластичное лицо. Она может передать тончайшие оттенки эмоций. Картина о том, как мы все душим друг друга. Режиссёр нашёл множество способов заставить зрителя ощутить тесноту – много крупных планов, персонажам тесно в кадре, их квартира захламлена, они вечно протискиваются между какими-то предметами, но прежде всего это актёрское кино, и Жовнер удалось передать эту жажду свободы, дикое желание выбраться за рамки кадра, который давит со всех сторон. В какой-то момент хочется протянуть руку к экрану и помочь ей выбраться оттуда, а потом обнять. Убедитесь сами - просто посмотрите фрагмент, когда она танцует под песню Булановой “Не плачь”.     
 
У фильма также довольно сильный феминистический посыл. Драма рассказывает реальную историю, произошедшую на глазах режиссера в 1998 году в Нальчике. Кабардинцы похитили юношу из еврейской семьи и требуют выкуп. Община отказывается помогать, и тут родителям приходит в голову гениальный мысль - отдать в жены дочку (как раз Жовнер) давно влюблённому в неё сыну зажиточного соседа. И никто даже не думает спросить мнения девочки. Героиня протестует против такого покушения на свою свободу. Всю жизнь она чувствовала, что была в тени брата, а тут ещё её жизнь кладут на алтарь его свободы. Не раздумывая ни минуты, она отправляется к своему парню, кстати кабардинцу, и с ним лишается девственности. Вернувшись, она бросает на стол окровавленные трусы – родители в ужасе. Это её демарш. Это её  жизнь. И она сама хочет решать, что ей делать и с кем быть. Она не готова жить по чужой указке. Пусть даже близких людей, которые её любят. Ей тесно в устаревших традициях, в платье, которое её заставляет надеть мать, ей тесно в объятьях матери. Нужно уметь любить так, чтобы не задушить в своих объятиях.

Будем надеяться, что "Теснота" повторит успех – в Каннах ей дали приз ФИПРЕССИ, многие прочат Жовнер лучшую женскую роль на Кинотавре.
 
Драма“Близкие” Ксении Зуевой (кстати, тоже дебют) чем-то похожа на “Нелюбовь” Андрея Звягинцева. Если в “Нелюбви” пропадает сын, то тут бабушка-божий одуванчик. В “Близких” никто никому на самом деле не близок. Все члены семьи, живущей на окраине столицы, ненавидят друг друга. Простой ужин превращается в зону боевых действий. Отец предвидя очередную словесную перепалку между дочерью и матерью, заготавливает виски, чтобы абстрагироваться от вечных ссор. Причиной конфликтов может стать любая мелочь, даже лак для ногтей. Из-за постоянных распрей никому не хочется возвращаться домой. Сын обитает в подъезде, он готов быть, где угодно, но только не дома. В общем, ничего нового, в России так живут многие. И как обычно, во всём этом винят женщин. После очередного скандала муж говорит жене: “Я от тебя одного хотел, нормальной семьи, но ты и этого не смогла, ты только и можешь, что на пианино трынькать”. Хотя сам минуту назад чуть не побил сына за то, что тот в очередной раз пришёл домой пьяным.
 
Зуева показала семейный быт глазами женщин трёх поколений – бабушки, матери и дочери-подростка. Им бы взять, да и поговорить друг с другом, и вроде все понимают это, но вместо “прости”, вылетают совсем другие слова, причиняющий боль.