В преддверии международного дня художника, который отмечается 8 декабря, Metro решило рассмотреть котокартины из мультфильма "Три кота" и узнать у эксперта, как лучше всего прививать детям любовь к живописи

Анимационный сериал "Три кота" в этом году получил телевизионную премию "ТЭФИ", как лучшая "программа для детей и юношества". В историях про котят Коржика, Карамельку и Компота много всего интересного и поучительного. В том числе здесь можно увидеть отсылки к полотнам знаменитых художников. Например, в доме у героев висит две картины, прототипами которых является "Танец" Анри Матисса и "Любительница абсента" Пабло Пикассо. В разных эпизодах мелькают картины Леонардо да Винчи, Малевича, Дали... В одной из серий котятки даже отправляются в художественную галерею, правда не за прекрасным, а за лучшими эклерами в городе. Детей, как и мультяшных котят, нелегко увлечь картинами, но делать это очень важно.

Искусствовед и культуролог Анастасия Четверикова уверяет, что между приобщением детей к искусству и их разносторонним развитием мозговой активности есть прямая взаимосвязь, причем изучение искусства позволяет улучшить показатели и в изучении ребёнком других областей. Эксперт читает лекции для детей и родителей на тему искусства, увлекая юные умы картинами, которые непросты даже для понимания многих взрослых. В её цикле "Искусство на вырост" в лектории "Прямая речь" есть лекции и про "Чёрный квадрат" Малевича и про "Крик" Мунка. На ближайшем выступлении 9 декабря она расскажет про Сальвадора Дали и Антонио Гауди.

 - Мы живём в эпоху, когда от "бездумного" получения постоянного видеоконтента буквально отмирают за ненадобностью нейронные связи, отвечающие за логическое мышление и способность неординарно мыслить. А ведь именно за этими способностями будущее. Постепенно, практически все прикладные профессии в будущем заменит роботизированная техника и искусственный интеллект. Необходимы будут специалисты, которые как раз имеют абстрактное мышление и способность мыслить креативно, что и воспитывает в ребенке искусство, - рассказала Metro Анастасия Четверикова. - Знакомство с различными стилями художественных произведений, их цветами, сюжетами, историей развивает не только фантазию, абстрактное и креативное мышление, но и дает мощную интеллектуальную базу, так необходимую ребенку в нашу цифровую эпоху.

Искусствовед советует хоть иногда вместо похода в кино, найти время сходить на выставку всей семьей. Тем более, что сейчас много разных интерактивных программ, способных увлечь детей и подростков.

- Отправляйтесь на выставки оживших картин или попробуйте оценить удивительные музыкальные представления в Англиканском Соборе Святого Андрея, где благодаря песочной живописи оживают великие произведения Моне или Ван Гога. Такие яркие эмоции позволять детям пережить незабываемые моменты, - говорит эксперт. - Чтобы ваше чадо захотело и научилось видеть в картинах в красивых рамках что-то действительно интересное и важное для него, превратите поход в музей в увлекательный квест. Позвольте ребенку не просто пройтись по залу, придумайте ему задания, пусть даже и такие, когда ему понадобится телефон. После знакомства с оригиналом и обязательным фото на память, попробуйте продолжить изучения понравившегося полотна дома. В этом вам помогут не только традиционные альбомы по искусству – сейчас существует великое множество адаптированной для совместного прочтения книг с детьми. Можно поставить домашний спектакль по мотивам понравившегося произведения или посмотреть про него фильм.
 
Мультфильм "Три кота", где появляются отсылки к великим картинам, Анастасия Четверикова считает хорошим помощником, способными вызвать интерес к живописи. Родители могут обратить внимание детей на эти картины и показать оригиналы. Лучше если это будет сопровождаться интересными фактами.

Например, про знаменитый "Чёрный квадрат" Казимира Малевича можно рассказать ребёнку, что это не только одна из самых спорных и обсуждаемых картин ХХ века, но и то, что квадрат - вовсе и не квадрат. Ни одна из сторон "Чёрного квадрата" не параллельна остальным. Первоначально название картины звучало как - "Четырёхугольник". Кроме того, неквадратный квадрат был написан без черной краски. Малевич смешал множество красок, но чёрную не использовал. К слову, правильное и полное название произведения - "Чёрный супрематический квадрат". Собственно супрематизм (от лат. supremus - наивысший) - это направление авангардного искусства, которое и породил Малевич. В супрематической теории чёрный квадрат, изображённый на белом фоне, является "нулем", то есть сведением к нулю предшествующей культуры. Такой точкой отсчёта и стал "Квадрат", который ознаменовывал для художника конец традиционного мышления и начало беспредметности в его творчестве.

Про более понятную, но не менее загадочную "Мону Лизу", или "Джоконду" Леонардо да Винчи, можно рассказать то, что на этой картине, возможно, изображена не женщина, а сам художник. И ещё один любопытный факт, во время просвечивания на рентгене учёные обнаружили очень много слоев краски на лице, а это означает, что таинственную улыбку Джоконды художник изобразил далеко не с первого раза.

Изучив подробности какой-то картины, можно предложить посмотреть её в живую. Например, "Девочка на шаре" Пабло Пикассо хранится в ГИМИ им. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв). Перед походом можно рассказать ребёнку, что картина родилась благодаря тому, что художник очень дружил с цирковой труппой и был хорошо знаком с жизнью циркачей. Картина была написана поверх мужского портрета, у Пикассо просто не было достаточно денег купить чистый холст. И важен тот факт, что этот шедевр приобрел Иван Морозов. Наш известный меценат и коллекционер, поэтому картина давно хранится в России.