Новости

К 10-летию выхода Пензенских затворников появился компьютерный квест: подробности

Группа из 35 человек добровольно ушла в затвор
К 10-летию выхода Пензенских затворников появился компьютерный квест: подробности
Вызволение из подземелья. Фото 1tv.ru
Вызволение из подземелья. Фото 1tv.ru
7 месяцев провели под землёй Пензенские затворники. Фото 1tv.ru
Один из ходов пещеры с торчащим из стены воздуховодом . Фото ТАСС
Вызволение из подземелья. Фото 1tv.ru1/3

Разработчик компьютерных квестов Тимофей Усиков к 10-летию выхода из подземного убежища Пензенских затворников создал игру, посвящённую их истории.

В октябре 2007 года группа из 35 человек, называвших себя "Горним Иерусалимом", ушла в добровольный затвор. С ними отправились четверо детей, одному из которых был всего год. Они выкопали подземелье рядом с селом Никольским в Пензенской области и поселились в нём в ожидании близкого, по их мнению, конца света. А в случае попыток насильственной эвакуации обещали сжечь себя. Лидер и идейный вдохновитель затворников Пётр Кузнецов за своими соратниками не последовал и через месяц был арестован и отправлен в психбольницу. Переговоры с затворниками вели сотрудники МЧС, психологи и священники, и к 16 мая 2008 года все члены группы вышли из-под земли, не считая двух женщин, которые, как выяснилось позже, умерли: одна – от онкологии, другая – от голода из-за сухого поста.

Чтобы собрать материал для игры "Затворники", Тимофей ещё в 2012 году встречался с пензенскими журналистами, которые освещали ход событий, и с лидерами секты – Петром Кузнецовым и Виталием Недогоном. По словам Тимофея, погружение в тему не прошло для него бесследно.

– Кузнецова я два раза навестил в "жёлтом доме", где он находится по сей день, Недогона – в его собственном доме, находящемся в том же селе Никольском, – рассказывает он. – На встречи я приходил уже достаточно подготовленный, перечитавший всю прессу, какую только смог найти на эту тему, и уже чуть ли не вступивший в ряды православных монархистов, считающих "спасибо" нехорошим словом (нужно говорить "Во славу Божью!"). Утрирую, конечно, но традиционализм оставил во мне свой след. Да и нельзя не согласиться с тем, что человек по ходу истории всё больше и больше мельчает.

Изначально "Затворники" должны были стать киносценарием или пьесой, но позже программист-художник передумал:
– Потому что, чтобы сделать фильм или спектакль, нужны люди, которые неизбежно начнут "перевешивать" меня, прошедшего целый путь взглядов на эту историю.

Этот же путь Тимофей предлагает пройти игроку, которому предстоит участвовать в переговорах с затворниками:

– Цель игры – чтобы все остались живы и вышли. Этим и занимается протагонист. По легенде он некий дауншифтер, имеющий добрососедские отношения с лидером закопавшейся общины (дело-то происходит в деревне). Конечно, отчасти это я. Ибо игрок прежде всего должен научиться исследовать материал, слушать, понимать. В этом игровая механика: правильность решений зависит от усвоенной в процессе игры информации.

Игра создана в жанре текстового квеста, но в ней также использованы аудио- и видеозаписи интервью, фото с места событий.

В случае неудачи затворники могут сойти с ума, попасть в тюрьму или погибнуть.

– Хоть "Затворники" и основаны на реальной истории и используют её документацию, тем не менее это не до конца документальная игра, – рассказал Усиков. – Два из трёх финалов – фантастические, а в третьем протагонист возвращается в город, чтобы стать профессиональным переговорщиком. Звучит как обещание продолжения, да?