Аналитический центр НАФИ с помощью совета Евразийского женского форума и Google выявил ключевые стереотипы россиян по отношению к женщинам. Эксперты оценили влияние женщин на российскую экономику.

В своём исследовании эксперты опирались на данные Росстата, Евростата, оценки Минэкономразвития, международных компаний и результаты собственного опроса, проведенного в мае-июне 2019 года. В опросе участвовали 1811 жителей России в возрасте от 14 лет из 150 населенных пунктов в 46 регионах по восьми федеральным округам, передаёт РБК.

Хотя в России сейчас 54% населения (78,8 млн) составляют женщины, они слабее вовлечены в экономику, чем мужчины, выяснили авторы доклада. Уровень занятости среди мужчин от 15 до 72 лет составляет 72%, а среди женщин – всего 60%.

В России женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с такой же квалификацией, сообщили в НАФИ. В начале 2000-х показатели гендерного неравенства по зарплатам были хуже: женщины получали на 33‒35% меньше мужчин на аналогичной должности. Об этом рассказала эксперт, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Карантин и сопутствующие ему изменения на рынке труда могут в значительной мере повлиять на распределение ролей мужчин и женщин в экономике, а где-то и перевернуть его с ног на голову, считает Зубаревич. В условиях турбулентности роль человека со стабильным доходом возрастает, отмечает эксперт, а в бюджетной сфере это, как правило, женщины.

Эксперты выявили ключевые стереотипы в российском обществе, которые мешают женщинам быть представленными в российской экономике наравне с мужчинами.

В частности, по результатам опроса НАФИ, около 40% россиян согласны с мнением, что построить карьеру и получить повышение проще мужчинам, и лишь 6% считают, что это легче получается у женщин. 24% респондентов согласны с утверждением, что женщины хуже справляются с руководящими должностями.

Образ успешного человека в современной России прочно ассоциируется с мужчинами, говорится в исследовании: 83% из названных респондентами успешными персон – мужчины и только 17% – женщины.

Подавляющее большинство респондентов (88%) ответили, что мужчина должен обеспечивать семью. С мнением, что женщина должна самостоятельно себя обеспечивать, согласились всего 37% респондентов (два этих утверждения не противопоставлялись друг другу).

Утверждение, что главное предназначение женщины – быть матерью и хорошей хозяйкой, разделили 71% россиян.

Авторы исследования подчеркивают, что рост участия женщин в экономике открывает большие перспективы. Рост уровня занятости женщин до уровня мужчин позволил бы российскому ВВП вырасти на 13–14%, что составило бы в 2019 году 14 трлн рублей в абсолютном выражении, приводится в докладе оценка Минэкономразвития.