В четверг стало известно, что Министерство труда рассматривает возможность поправок в Трудовой кодекс, которые позволят увольнять сотрудников в связи с утратой доверия. Сейчас закон допускает только увольнения госслужащих с такой формулировкой, однако предлагается распространить данное полномочие и на сотрудников коммерческих фирм и организаций с государственной формой собственности.

Своим мнением о плюсах и минусах таких законодательных изменений с Metro поделились эксперты.

"Сама по себе такая инициатива - это ещё один шаг в борьбе с коррупцией и другими недобросовестными действиями сотрудников. Если в отношении госслужащих такие нормы разработаны и действуют, то работники коммерческих организаций пока не могут быть уволены или привлечены к ответственности по таким основаниям. Включение специальных норм об утрате доверия и возможность подобной записи в трудовой книжке может оказаться сдерживающим фактором против нарушений на предприятиях", - считает член Совета по взаимодействию с Институтами гражданского общества при председателе Совета федерации, адвокат Евгений Корчаго.

Однако, по его словам, документ должен учитывать интересы не только работодателей, но и самих сотрудников.

"Должны быть соблюдены и права работников. Они должны не только понимать, за что конкретно их могут уволить по этому основанию, но иметь возможность обжаловать решение работодателя. Поэтому нормы должны быть максимально конкретными во избежание злоупотреблений со стороны работодателей", - подчеркнул адвокат.

Есть и те, кто не поддерживает саму концепцию увольнений из-за утраты доверия.

"Это всегда субъективный фактор, и он может вызвать несогласие сотрудника. Нужно оценивать только то, как человек справляется со своими задачами", - уверен управляющий партнёр консалтинговой компании Evolution Management Евгений Фролов.

"Есть правило трёх предупреждений. Если сотрудник ошибся в первый раз, нужно более чётко объяснить суть задачи и что мы от него ожидаем. Идеально, если есть должностная инструкция и чёткие показатели, по которым мы оцениваем работу сотрудника. На второй раз делают предупреждение, но так же спокойно поясняют задачу. И только на третий раз, если сотрудник не справился, может зайти речь об увольнении", - рассказал эксперт, добавив, что чаще всего после третьего раза сотрудник сам понимает, что не справляется, и принимает решение уйти из компании.

По мнению Фролова, одна из обязанностей руководителя - создание объективной системы принятия решений об увольнении. "Подход с оценкой задач и правом на ошибку мне кажется более целесообразным. Еще лучше, если эта процедура будет оформлена в таком виде, чтобы о ней знал каждый сотрудник", - заключил он.

В данный момент законопроект находится на стадии проработки. Впоследствии Минтруд планирует обсуждать документ с заинтересованными сторонами, чтобы учесть интересы и работодателей, и работников, и государства.