На федеральных дорогах России через два-три года могут начаться испытания беспилотных автомобилей. Как сообщил журналистам руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт, одной из первых дорог, по которой пойдут беспилотники, станет трасса Казань-Набережные Челны.

По мнению аналитиков BI Intelligence, во всем мире к 2020 году по дорогам общего пользования будут передвигаться 10 миллионов беспилотных автомобилей. Эксперты компании IHS Automotive предрекают, что к 2035 году число беспилотников превысит 20 миллионов единиц.

- Эти цифры кажутся более чем достижимыми, - рассказал Metro Артур Мурадян, исполнительный директор транспортной компании Traft, которая собирается превратить часть своего грузового автопарка в беспилотный транспорт. - Но процесс внедрения беспилотников нельзя ограничивать только созданием самих автомобилей. Очень многое будет зависеть от готовности дорожной инфраструктуры. Эти прогнозы сбудутся только, если в каждой стране на уровне транспортных министерств будут создаваться специальные трассы с заранее оборудованными датчиками, которые будут позволять беспилотникам ориентироваться, правильно находить дорогу.

По его словам, использование автомобилей такого рода экономически выгодно. Беспилотник двигается более мягко, он плавно набирает ход, плавно тормозит. За счет этого достигается очень серьезная экономия топлива. Кроме того, плавное управление автомобилем повышает износостойкость всех деталей грузовика. Любая поломка – существенная финансовая нагрузка на компанию, поэтому использование беспилотников существенно снижает затраты на обслуживание автомобилей.

- Важным фактором является безопасность. У водителей очень тяжелый труд, особенно у дальнобойщиков. Огромное количество ДТП происходит  из-за того, что водители устают, засыпают за рулем. Беспилотники же позволят работать в более комфортных условиях. По закону, водителю-дальнобойщику нельзя проезжать более 8 часов или 600 км в сутки. При переработке он теряет концентрацию, уменьшается скорость реакции. В случае же с беспилотником, эта цифра увеличивается в два раза, он сможет спокойно проехать  1200 км, - считает Мурадян.

С другой стороны, по словам собеседника Metro, до сих пор непонятно, как разбираться с ДТП с участием беспилотника и обычного автомобиля.

- Считать, что любая какая-то авария происходит не по вине беспилотника, ведь робот быстрее реагирует, или наоборот считать, что робот чаще ошибается, и априори принимать сторону обычного водителя? Такие ситуации во всем мире в течение первых трех-пяти лет будут очень больной темой, – говорит Мурадян.

Наравне с этой проблемой есть и другая. Роботы уже заменяют кассиров и продавцов билетов в кинотеатрах. Водители обеспокоены, что беспилотники просто-напросто лишат их работы.

– Мы не сможем пустить беспилотник без водителя, – сказал Мурадян. – Есть целый ряд законов, в том числе Венская конвенция о дорожном движении, согласно которой в автомобиле обязательно должен быть человек, если не водитель, то оператор, который будет следить за ситуацией, и в случае чего, взять ее под контроль, затормозить, повернуть. Этими операторами как раз-таки и будут водители. В дальнейшем, мы рассчитываем на поддержку Министерств труда и транспорта по переучиванию водителей грузовиков в операторов беспилотников. Они не потеряют работу и доход, - заверил собеседник Metro.

Напомним, ранее СМИ сообщали, что в середине 2017 года по дорогам Москвы начнут ездить первые беспилотные грузовые автомобили, которые будут перевозить грузы самостоятельно, но пока под присмотром человека.

На данный момент ведется диалог с разработчиками беспилотников, создается полигон для испытаний, который бы максимально точно имитировал российские дороги со всеми их ямами, внезапно тормозящими машинами и неожиданно выбегающими собаками.

Первая перевозка на беспилотном автомобиле из Москвы в Краснодар планируется в августе 2017 года. Второе направление, которое планируется развивать – Москва - Санкт-Петербург.

Текст – Алёна Гудеменко.