Впервые в музее показали спички

Единственная в России коллекция этикеток со спичечных коробок, посвящённая освоению космоса, собрана в Государственном музее истории космоса им. К. Э. Циолковского в Калуге. В ней есть уникальные экземпляры, которые появились в самом начале освоения космоса.

В России, в отличие от зарубежья, где на этикетках размещали рекламу, рисовали мини-плакаты на злобу дня.    

– Художники подходили очень  ответственно к работе и тщательно прорисовывали космические аппараты, – рассказала  сотрудник музея Елена Архипцева. – Можно увидеть точнейшие детали спутников и кораблей на маленькой площади.

Впервые выставка космических этикеток прошла в этом году в городе Боровске Калужской области, а затем в Калуге.


Эксперт
Елена Архипцева, заведующая научно-методическим отделом Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского

Сотрудники музея начали собирать спичечные этикетки в 1988 году. Тогда в музей пришла вдова калужского художника Александра Каурова и подарила его авторскую серию, посвящённую Циолковскому. С этого момента мы и начали создавать коллекцию.

Со стартом космической эры создатели этикеток не обошли вниманием и тему космоса. Возникла и целая ветвь коллекционирования – филумения.

Над дизайном спичечных коробков работали серьёзные художники-графики, хотя имена авторов не принято было ставить. Чтобы выяснить имена художников, которые работали на советских спичечных фабриках, нужно проводить серьёзное научное исследование. Эти сведения можно отыскать, лишь изучая биографию художников.

Можно заметить, что на этикетках указан небольшой тираж, потому что они печатались на больших типографских листах и на каждом было по несколько сотен рисунков. Потом эти листы разрезались на полоски, а полоски – на отдельные этикетки. Например, если на каждом листе по 500 этикеток, а тираж 60 листов, на выходе получится 30 тысяч этикеток. Каждая этикетка – отдельное произведение