На днях телеканал MTV Россия отпраздновал 20-летие, которое отметит большим шоу в "Олимпийском" 27 сентября. Накануне концерта репортёр Metro встретился с руководителем канала Яной Чуриковой и поговорил с ней как о музыке, так и о жизни.  

Канал MTV готовится отметить 20-летие концертом в Олимпийском. Что мы там увидим?

Я думаю, что если сформулировать в одном-двух предложениях, мы увидим там встречу старого и нового MTV. Там будет и Децл в новой обработке, там будет и то самое воссоединение "Гостей из будущего", которое состоится только на один вечер. И поскольку эта группа тесно связана с историей MTV, это тоже очень важный для нас момент. Будут ведущие, причём не только те, которые заявлены на афише, но и те ребята, которые только недавно подтвердили свое согласие участвовать. Например, Таня Геворкян.

В одном из интервью вы назвали этот концерт мостом в будущее. Расскажите, за каким из представителей будущего следует последить внимательнее.

Я думаю, что все читатели сами прекрасно без меня слушают того же Feduk, потому что он очень популярный молодежный исполнитель и он рос на MTV, о чём признался в нашей кратковременной беседе. Мост в будущее – для меня это скорее вопрос преемственности. Старая гвардия абсолютно не сдаёт позиции. Мы просто ожидали, например, на концерте MTV Unplugged, где выступали группа Сплин в этом году, увидеть ветеранов. А пришла молодежь. Я немножечко опешила даже, честно говоря, не ожидала, что будут школьники. Это на Сплине! Ровно как 20 лет назад. Поэтому всё-таки самые сильные группы – они актуальности не потеряли. И вот для меня эта преемственность очень важна.

Вы говорили, что MTV изменился. Если раньше нужно было дать еду голодному, то сейчас важно накормить сытого. Насколько получается накормить сытого? И сложно ли подобрать правильные продукты?

А зритель, кстати… он же искушённый, он знает, что за фастфудом – это не к нам. Наши "клиенты" - те, кто хочет быть "в теме", кому хочется чего-то интересного. Вот здесь, на этой поляне играет новый MTV, мы как раз людям открываем какие-то новые страницы. Показываем любимых артистов в новом ракурсе. У нас, например, Юлианна Караулова записала прекрасный живой сет, и все её оценили как исполнительницу, которая умеет и с живыми музыкантами играть. Ей тоже было важно показать себя с этой стороны. Потому что о каждом артисте существует масса стереотипов. Музыканты хотят развернуться, чтобы было видно ремесло, мастерство.

Яну Чурикову - ведущую знают многие. Какой босс Яна Чурикова?

Разный босс Яна Чурикова. Сейчас она уже немножечко другой босс, чем была в начале. Я раньше думала, что если я сейчас такая буду вся хорошая, то я буду классным боссом. Что меня должны все любить. А потом я поняла, что, наверное, в этой профессии ровно так же, как и в профессии ведущего. Как сказала Надежда Георгиевна Бабкина: Я же не рубль, чтобы всем нравиться. Великая народная мудрость. Она касается всего. В том числе, даже в большей степени, наверное, позиции руководителя. Нравиться ты всем не должен. Люди должны чувствовать за тобой структуру. Люди должны чувствовать, что ты контролируешь процесс. Ну и атмосфера – это очень важно. У нас в коллективе ей уделяется не последнее место. Мы любим, чтобы у нас у всех был рабочий настрой. Чтобы все были мотивированы, вдохновлены. Для меня это по-прежнему одно из самых главных составляющих работы руководителя. Чтобы у людей не терялся интерес. Вот я теперь скорее такой босс, немножечко занудный. У меня небольшой коллектив (всего 10 человек – Прим. Ред.) – и мне очень важно, чтобы на каждой позиции был человек, который свою область полностью контролирует.

Когда вы в последний раз кого-то ругали?

Хороший вопрос. Ну, недели две назад был у меня такой пистон.

Я читал забавную историю о том, как вы приводили свою дочку на работу и она составляла сетку вещания. Дочка не сказала потом: Мама! Я поражена и тоже хочу быть шефом!

Это же всё только со стороны выглядит как легкая прогулка, потому что это интересный увлекательный процесс, игра. И Тася – она тоже поиграла в сетку, но, правда, чем больше погружалась в этот процесс, тем становилось ей более понятно, что это не просто написать "Вот сейчас будет Спанч Боб, вот сюда ещё что-нибудь поставим… Она же, когда начала вникать в процесс, поняла, что это вершина айсберга, а для того, чтобы сделать сетку красиво, нужно знать еще работу Ксюши, которая в моей команде делает сетку, работу Саши, который принимает российский контент у наших продакшенов...Знать зарубежный контент. Короче говоря, ребёнок вник, сказал: Да, мам, я понимаю, почему ты так много времени здесь проводишь.

Какую музыку вы послушали сегодня?

Ой, у меня же профессиональная деформация, я не очень люблю в дороге слушать музыку. Но…

Но?

Когда у нас на MTV выходит наш плейлист, я обязательно слушаю тех, кого я не знаю. А вот за сегодня я переслушала всё то, что у нас на концерте будет звучать. Мне же нужно расставить номера таким образом, чтобы всё было красиво. Поэтому сегодня я послушала Децла с Animal Jazz, это вам, я скажу, совершенно другой Децл. Да. Высокий новый уровень. Ну и конечно переслушала "Гостей из будущего" прям по несколько раз. Подумала, что конечно для своего времени это был, безусловно, наверное, один из самых модных коллективов. Потому что они же из клубной сцены вышли в широкие массы. И дальше началась мания абсолютная. Я помню себя, я фанатела от них, потому что классные тексты продуманные и хорошая грамотная музыка. Мы сейчас с Юрой и Евой когда разговаривали, я делала интервью с ними, они как раз тоже сказали: "А мы переслушиваем, а нам нравится. А нам не стыдно за то, что мы делали 20 лет назад".

Кстати, есть в вашем личном плейлисте исполнители с "Фабрики Звёзд"?

Пoлина Гагарина, конечно.

И всё?

Ещё Паша Артемьев. "Артемьев Band" у него теперь. И у него-то как раз музыка не такая, как он делал на "Фабрике". У него всё по-новой. Все более интересно. Мне нравится то, что он делает. Кто ещё… у нас же ведь много было героев закадровых, например, Юля Бужилова. Она вообще в самопродюсирование ушла потом. Конечно, "Фабрика" – это шоу. "Фабрика" – это, в первую очередь, проект телевизионный. Тот факт, что у нас кто-то остался в обойме после этих "Фабрик" – я считаю, большое достижение.

Вы говорили, что сейчас ни одна группа мира не соберёт столько, сколько собрали "Red Hot Chili Peppers" в Москве: по данным МВД, порядка 200 тысяч человек. А кто может хотя бы приблизиться к этой цифре?

Музыка, оказывается, уже стoлькo людей не собирает. Как выяснилось, мотивационные ораторы могут сегодня собрать побольше. И это конечно факт, который меня абсолютно выбил из колеи. Поэтому я, кстати, обращаюсь к тем, кто придёт ко мне на работу в будущем, - если вы ходили на какие-нибудь курсы и лекции мотивационных ораторов, укажите непременно это в своем резюме. Я вас не возьму.

Почему?

Потому что человек, который говорит тебе прописные истины в лоб, а ты заплатил деньги и пошел на его выступление, - ну значит, до свидания. Мне такой работник не нужен. Я сама могу мотивировать, гораздо более суровыми честными лобовыми истинами.

Мне кажется, что у нас сейчас опять идут какие-то потрясения. Структура шоу-бизнеса меняется, возможно, люди подустали от концертов и от шоу в чистом виде и от выступлений исполнителей. Потому что у людей всего этого много. Но что даём мы в данном случае на этом концерте – мы даем всё-таки нечто более душевное. Мы возвращаем в ту самую юность и показываем, что если в будущем все мы будем уважать музыку, уважать артистов и давать дорогу творчеству, помогать молодым самовыражаться – это единственный способ нам всем сделать так, чтобы у нас индустрия существовала. А ведь некоторое время назад было же совсем грустненько. Мы с коллегами общались – и новых имён-то не появлялось. И то, что происходит последние года три-четыре меня прямо очень-очень радует. Очень много молодых артистов появилось, и не только в жанре репа. Прям какое-то новое возрождение. Понятно, что каждый из них не соберет "Олимпийский" по отдельности. Понятно, что у каждого из них маленькая аудитория, которая следует за ними в их аккаунтах в соцсетях. Но тем не менее процесс хоть как-то стал поинтереснее.

С 2009 года вы комментируете "Евровидение". Вам не кажется, что конкурс стремительно деградирует? Хороших исполнителей и песен становится всё меньше.

Очень популярная поза, которую можно занимать по отношению к "Евровидению". Обвинять Евровидение в деградации – это, мне кажется, общее место. Это как говорить, что в Москве пробки. В час-пик.

Ну вот я правда кроме группы "Лорди" никого в последние годы не могу вспомнить...Чтобы запомнилось.

Господи, "Лорди" в этот раз заходили к нам в комментаторскую, я чуть не умерла. Финны подшутить над нами решили. И пустили вот этого парня из "Лорди" в полной боевой экипировке в комментаторские кабины наверху. Ну, шутка прошла. Правда, финской исполнительнице это не очень помогло. Но мы запомнили это на всю жизнь.

Я считаю, что когда на "Евровидении" стали появляться песни от так называемых кэмпов, от коммьюнити-авторов, это нормальная схема написания песни. Когда вы видите, что у песни в авторских правах указано очень много народу, значит, это продукт такого кэмпа. Это как правило люди близкие по духу, творческие объединения, если переводить на русский язык. Вот я бы так это назвала. В кэмпах собираются авторы слов, текстовики, саунд-продюсеры, аранжировщики, просто какие-то прикольные творческие люди. Они объединяются и пишут песни. И в этом году, например, у австрийского исполнителя Сезара Сэмпсона была песня от такой группы товарищей. И по всей Европе, по всему миру таких объединений довольно много. Мне кажется, вот они делают интересную работу. Потому что это уже уход от схемы "автор стихов - автор музыки", Леннон-Маккартни. Не знаю, любой дуэт возьмите композитора и поэта. Там уже гораздо больше авторов, значит, у песни больше граней. Понятное дело, что они все тоже стараются соответствовать каким-то условным стандартам Евровидения, но ведь их нет. Есть сильное направление балканское, в котором в этом году отметился Филипп Киркоров и До-Ре-Дос, есть греческие напевы, которые продвигают, соответственно, Греция и Кипр.

То есть, никакой деградации нет? Формат меняется?

Мне кажется, нет никакой деградации, довольно интересные попадаются образцы. Просто есть же еще ограничения по форме, например, самих номеров. Вот там ничего нового, пожалуй, уже и не придумаешь. А с точки зрения композиции – разве Нетта Барзилай (победительница последнего конкурса "Евровидение" из Израиля – Прим. Ред.) не что-то выдающееся на общем фоне? На конкурсе в Португалии я добиралась на стадион на метро. И о победе Нетты мне сказал народ в метро, потому что они уже распевали эту песню, они её выучили, они её знали. Даже будучи из разных стран. И там действительно всё классно, всё четко. Этот… Дорон Медали...Так, кажется, зовут израильского автора, у которого, кстати, тоже куча людей в помощниках, у него прямо классное чувство хита. Он сделал в этой песне всё. Он туда "крючочки" разложил. Он пошел от органики этой артистки, которая так смешно "кукарекает". Но это её фишка. Он эту фишку правильно подал. Поэтому я не считаю, что всё плохо. У меня, кстати, в плейлисте нет победителей конкурса. А например, есть песня норвежского исполнителя Карла Эспена 2014 года , просто баллада. Ну, зашла и все.

Считаете ли вы себя успешной и что вкладываете в это понятие?

Наверное, да. Но прямо сейчас нет, потому что у меня очень много дел. Вот я пока все не сделаю, я не успокоюсь. Потом на короткое время меня опять постигнет чувство удовлетворения, которое очень быстро пройдет. Состояние успеха – его нельзя зафиксировать. Вот если ты его зафиксировал - до свидания.

Последний поступок, за который вам было неловко?

Я на днях на съемке "12 злобных зрителей" позвонила Витасу. Я не поняла, что это он, ну то есть я подумала, что это не Витас. Я подумала, что кто-то другой взял трубку.

Так.

И я попросила его что-нибудь спеть, чтобы доказать что он Витас. Это было очень стыдно.

И он спел?

Нет. Я не знаю, что останется в итоге в эфире "12 злобных зрителей" от этого момента, но мне за себя стыдно.

Счастливы ли вы?

Это так же, как с успехом. Не, ребят, такого не бывает. Вот есть книга "Понедельник начинается в субботу". Помните, там был герой, который коллекционировал определения счастья? Счастье есть отсутствие несчастья. Счастье – это когда тебя понимают. Вот это всё. Я считаю, что все состояния – они абсолютно временные. Ну правда. Я могу быть счастливой, потому что вот я сделала всё хорошо. Но если я в этом состоянии пробуду долго – это тоже начало конца. Вот для меня невозможно быть до конца счастливой дольше нескольких мгновений. Вот почему-то это так. Но я могу сказать, что я гармонична. И вот в это понятие я вкладываю и успех, и счастье, и баланс, и хороший ли я начальник. Всё должно быть в балансе. Все должно быть взвешенно.