23 марта в прокате стартует новый фильм Владимира Бортко "О любви", над сценарием которого он работал около 13 лет. Сам Бортко сравнивает историю главной героини Нины с великим романом Льва Толстого "Анна Каренина", а также с пьесой Генрика Ибсена "Кукольный домик", в которой Нора тоже в какой-то момент понимает, что живёт во лжи. В преддверии премьеры мы встретились с режиссёром и поговорили об исполнительнице главной роли Анне Чиповской, о предстоящем фильме "Убийство городов" и, конечно, о любви.

Владимир Владимирович, говорят, что имя определяет судьбу. Вы тёзка нашего президента…

– Мой дедушка Владимир Александрович, мой отец Владимир Владимирович, я Владимир Владимирович, мой сын Владимир Владимирович, мой внук Владимир Владимирович. Пять Владимиров в семье. Дедушка родился в 1897 году. Тогда ещё никакого Путина не было!


Когда вы в последний раз спускались в столичную подземку?

– Я давно не езжу на метро… Но могу сказать, что всю раскадровку к "Собачьему сердцу" я сделал в питерском метро.


Давайте перейдём к разговору о ленте. Я так поняла главный посыл фильма: не все умеют любить.

– Да, всё верно.


А вы умеете?

– Это очень личный вопрос… Мне 70 лет. Я уже и забыл, что это такое. Наверное, умею, раз 44 года живу в законном браке. Будем считать, что это любовь.


Главная героиня Нина изменяет мужу. А у вас никогда не возникало желание посмотреть налево или направо?

– Ну, этого я вам точно рассказывать не буду. (Улыбается.)

Поскольку сценарий написан лично вами, многие могут перенести его на вашу  личную жизнь.

– О, я знатный любовник в свои 70 лет!

Жене показывали картину?

– А как же! Она сказала, что это один из лучших моих фильмов.

Главная героиня – женщина, её окружают слабые мужчины, которые не умеют любить. Можно ли назвать этот фильм феминистическим?

– Да, вполне. Понимаете, вся Россия на бабах держится. Прислушайтесь: Россия! Она! Россия женского рода. Конечно, не хотелось бы, чтобы милые дамы останавливали на ходу лошадей, входили в горящие избы. Но пока приходится, ведь кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят.

Нина – это образ современной русской женщины?

– Господи, да никакого образа! Просто мне так кажется. Хотелось снять историю о женщине-поэте, которую я пару раз встречал и в которой чувств больше, чем от неё требуется. Её чувства никому не нужны.  

У неё есть прототип?

– Нора из пьесы Ибсена "Кукольный домик".

Каково мужчине рассказывать историю о женщине?

– Это мужской взгляд на женскую судьбу. Я прекрасно понимаю, что если бы этот фильм снимала женщина, он был бы совершенно другим. Любопытно наблюдать за реакцией мужчин и женщин на этот фильм. Те мужчины, которые видели работу, соглашаются со мной и придерживаются моих взглядов. А вот женщины  не понимают главную героиню: называют её стервой.

Ну какая же она стерва?.. Нина просто запуталась, она ищет счастье.

– Вот это и напишите!

Как вы искали актрису на главную роль? И когда вы поняли, что это должна быть Аня Чиповская?

– Когда Чиповская пришла на пробы и сыграла небольшой фрагмент, я сразу понял, что это она – Нина.

Вы впервые работали с Чиповской.

– Более того, я никогда её раньше не видел.

Правда? Она же довольно известная актриса, у неё за плечами много ролей.

– Ну, это вам она известна, а мне нет. Для меня это очередная девушка.

А почему вы Алексея Чадова позвали в следующий ваш проект – экранизацию романа о Донбассе "Убийство городов", а Чиповскую – нет?

– Я её звал, она отказалась. Всё-таки тема такая – Донбасс. А с Лёшей я с колоссальным удовольствием буду работать. Он сыграет писателя. Я очень доволен Лёшечкой.

Кстати, многие сейчас стараются дистанцироваться от политики, а вы нет. Как в вас уживается режиссёр и политик?

– Ну, я же сейчас сижу перед вами. Всё моё кино – это политическое заявление.

И где же в фильме "О любви" политика?

– Ну, это действительно не совсем политика. Хотя в какой-то степени даже здесь есть… Вот эта констатация женской неустроенности?.. Нина крупнее, чем все мужчины, которые ей попадаются на пути. Нина растоптала себя, убив в себе любовь. Чувство ей мешает, оно ей уже не нужно. Никто на него не смог ответить. Она выходит из роскошного отеля после того, как в очередной раз изменила – не мужу, а себе, хватается за сердце и говорит: "Как больно!". Потом садится в шикарную машину и уезжает.  

Она не находит счастье в любви и пытается отыскать его в каких-то материальных благах, но как мы все хорошо знаем…

– Там она его не найдёт. Не в деньгах счастье… а в их количестве! (Смеётся.) Вот у неё уже всё есть: "восьмёрка" (Ауди – прим. ред.) – неплохая машина, квартирка на Неве. Кстати, на самом деле это здание "Газпрома", а мы сделали его жилым домом в фильме, просто там можно было снимать.В Питере есть и реально такие же жилые дома, но нас туда не пустили.

Когда вы приступите к съёмкам "Убийства городов"?

– Когда деньги дадут. Пока дали только очень маленький кусочек. Всё-таки войну дорого снимать. Если дадут, то будет Владимир Меньшов, Алексей Чадов и Сергей Пускепалис.

Писали, что Алексей Панин сыграет главу ополченцев.

– У него крошечная роль на полторы минуты – он будет играть гада, которого тут же убивают свои же. Больше я его никогда в жизни не возьму сниматься.

На днях объявили, что Голливуд собирается экранизировать роман Булгакова "Мастер и Маргарита"…

– Не читайте перед обедом советских газет! Везде  в новостях указана инициатором Светлана Мигунова-Дали. Кто это? Она числится как продюсер и актриса фильма "Легенда №17". Она же играла там третьего зайчика на втором фоне! Эта история с экранизацией продолжается лет 15. Каждый раз возникает эта барышня с новостью, что вот-вот и проект запустится. Но он почему-то не запускается. Мне кажется, она таким образом пиарит себя.

Вы не верите,  что Голливуд всё-таки экранизирует книгу?

– Никогда они этого не сделают! Голливуду не интересна эта история. Она исключительно советская.