В центре Москвы выставили сотни уникальных экспонатов, которые можно посмотреть, потрогать и даже купить.

Одна из квартир в старинном трёхэтажном доме, расположенном в самом начале Петровского бульвара, на несколько дней превратилась в паноптикум. Куда ни глянь – диковинные устройства, загадочные портреты, редкие фотографии, документы, книги, рукописи. В минувшую субботу здесь открылась предаукционная выставка. Представленные на ней экспонаты 4 октября уйдут с молотка. Пока же любой желающий может не только прицениться, но и подержать их в руках, узнать связанную с ними историю или легенду.

А историй действительно немало. Вот ситцевый агитационный платок, сотканный в 1924 году в качестве подарка делегатам 1-го Всесоюзного учительского съезда. В центре – портрет Ленина, на уголках – образы Маркса, Энгельса, Калинина и Троцкого. Последнего мы идентифицируем только по надписи, ведь само изображение намеренно залито зелёнкой. Напомним, один из организаторов Октябрьской революции в 1927 году был снят со всех постов, а позже заочно приговорён к смертной казни. Любые упоминания об опасном контрреволюционере стали старательно уничтожаться.

А вот ритуальное масонское зеркало с мистической пентаграммой.

– Оно из коллекции историка Андрея Никитина, чей отец, театральный художник Леонид Никитин, состоял в одной масонской ложе с режиссёром Сергеем Эйзенштейном, – рассказывает Иван Ефимов, эксперт аукционного дома. – В этой ложе проводились магические ритуалы. Возможно, с помощью такого мутного зеркала вызывали дух предков.

Отдельная тема выставки – фототехника. Далеко не все знают, что легендарный оружейник Фёдор Токарев, создатель пистолета ТТ, в 1948 году сконструировал ещё и первый советский фотоаппарат для панорамной съёмки. На выставке представлен его прототип, сделанный собственноручно Токаревым.

Рядом лежит принадлежавший ему "Момент" – первый отечественный "полароид", уже в начале 1950-х делавший моментальные снимки. Производство быстро свернули – из-за невероятной дороговизны чудо техники попросту не покупали.

С особым трепетом берёшь в руки рукопись трёх стихотворений Константина Симонова. Они не столь известны, как "Жди меня", но тоже написаны на фронте, и это тоже любовная лирика. Все три – варианты, отличающиеся от окончательных. Так, из стихотворения "Пусть нас простят за откровенность" поэт убрал целое четверостишие, сохранённое в черновике.

838 лотов представлено на выставке.