У электричества есть история с лихо закрученным сюжетом. В этом можно убедиться на выставке в Музее Москвы

Москва начала отмечать столетие плана ГОЭЛРО.  Юбилейная программа стартовала вчера с открытия выставки "Электрификация" в Музее Москвы, а завершится 21 декабря – в день, когда Совет народных комиссаров принял постановление о реализации ГОЭЛРО.

Ленин распорядился разработать План государственной электрификации России 10 августа 1920 года, соответственно, столетие было в прошлом году. Но торжества, как и Олимпиаду, и Евро-2020, решили отложить на один год.

– Можно по-разному относиться к Октябрьской революции и советской власти, но ГОЭЛРО у всех вызывает только положительные эмоции, – сказал министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Александр Кибовский, открывая выставку. – В отличие от политической революции, реализация ГОЭЛРО стала инфраструктурной революцией. И неслучайно грандиозный замысел всеобщей электрификации вдохновил в те годы не только инженеров, но и поэтов, композиторов, писателей-реалистов и фантастов. Они  воспевали глобальный план "с погружением" – сами шли работать на стройки и электрические заводы, чтобы ощутить атмосферу всеобщего подъёма. Москва стала форпостом электрификации, здесь испытывали самые передовые инженерные решения, а потом распространяли на всю страну.

Дизайнеры выставки попытались передать наэлектризованную атмосферу того времени. Зал наполнен мерным трансформаторным гудением и тёмен, а экспонаты расположены в световых пятнах от "лампочек Ильича". Темень и звук должны, по замыслу художников, навевать чувство лёгкого страха исследователей перед неизвестным будущим.

– Чтобы подготовить выставку, мы более года читали историю и собрали в единой экспозиции инженерно-технические и культурные экспонаты, – рассказала Metro старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова.

Многие старинные электроприборы в выставочном зале украшены транспарантами, но не красными – с советскими лозунгами, а синими – с цитатами из Андрея Платонова. Например: "Электричество – это лёгкий, неуловимый дух любви". Классик русской литературы четыре года заведовал губернским отделом электрификации сельского хозяйства и написал несколько книг на эту тему.

"Живым экспонатом" выставки стал музыкант Пётр Термен – правнук изобретателя первого в истории человечества электромузыкального инструмента Льва Термена. Многие посетители впервые услышали, как звучат на терменвоксе Аве Мария и произведения советских композиторов.


Пётр Термен, преподаватель, входит в двадцатку лучших исполнителей мира на терменвоксе.

Пётр Термен, преподаватель, входит в двадцатку лучших исполнителей мира на терменвоксе.

Василий Кузьмичёнок

Фото:

Пётр, какое отношение ваш прадед имел к ГОЭЛРО?
– Он изобрёл терменвокс в 1918 году и к 1920-му дал уже несколько концертов, поэтому был известен. Его пригласили к Ленину, прадед сыграл для вождя "Эй, ухнем" и несколько других произведений и даже поуправлял руками Владимира Ильича, помогая ему сыграть мелодию.  Лев Термен потом говорил, что беседа с Лениным произвела на него приятное впечатление. К тому же она дала терменвоксу путёвку в жизнь как инструменту, одобренному вождём революции. Ленин пригласил прадеда на съезд, где принимался план ГОЭЛРО, и попросил там выступить. А потом предложил ему поездить по стране с лекциями-концертами об электрификации. Ленин своей рукой выписал документ, согласно которому Льва Термена должны бесплатно довезти в любой уголок страны, который он выберет, и предоставить возможность там выступить. Таким образом, прадед стал популяризатором ГОЭЛРО и дал более 150 концертов.

А что он дал электрификации России как инженер?
– На базе того же физического принципа, на котором основана работа музыкального инструмента, он создал "ёмкостную" систему сигнализации. Она была установлена в Государственном Эрмитаже и продавалась на экспорт как инновационный продукт. Известно, что сигнализация Термена охраняла камеру Аль Капоне. Американское правительство закупало её и для военных объектов.
На базе эффекта изменения электроёмкости он разработал и первые датчики, которые включали свет при появлении человека в помещении, открывали и закрывали двери.
Позже прадед создал для разведки устройства, которые благодаря вибрации оконных стёкол позволяли услышать, о чём говорится внутри.

Вы общаетесь с зарубежными музыкантами. Как они оценивают вклад Льва Термена в развитие музыки?
– Они считают его исключительным. Терменвокс был очень популярен в 20–30-е годы прошлого века, сейчас этот инструмент не так востребован. Хотя, к примеру, его использовали музыканты группы Led Zeppelin. Но главное – терменвокс стал первым в истории человечества электрическим музыкальным инструментом и создал импульс для возникновения других. Так появились электрогитары и электроскрипки, чуть позже клавишные электронные синтезаторы. михаил зубов