В понедельник на телеканале "Россия-1" начался показ второго сезона сериала "Годунов". Его первую часть в ноябре прошлого года посмотрел каждый четвёртый российский зритель. Популярность киносаги объясняют, в частности, яркими образами героев, максимальным сходством их костюмов с историческими. Эти костюмы можно увидеть в музее "Стрелецкие палаты" в Лаврушинском переулке. Сегодня здесь открывается выставка "Годунов. За кадром".

- Бывает так, что в отечественных фильмах про аристократию XIX века костюмы сшиты из синтетических тряпочек с искусственным гипюром, дешёвыми стекляшками, - не скрывает продюсер сериала Мария Ушакова. - На самом деле это всегда видно - зрителя не обманешь. Здесь же всё по-взрослому. Многие актёры говорили, что мы изобрели машину времени: надевая костюм, они реально ощущали себя в XVI столетии.

В экспозиции представлены 16 костюмов - четыре женских и 12 мужских, в том числе уникальная царская шуба. Её шили в Новоспасском монастыре на старинном станке. Работа была ювелирная - в день получалось соткать лишь 5 см парчи. Шуба, богато украшенная мехом и драгоценными камнями, в сериале принадлежит Василию Шуйскому (его играет Андрей Мерзликин).  

При этом большинство тканей для пошива закупались в Стамбуле. Там по сей день жива техника изготовления традиционных материй, похожих по составу и узорам на те, что использовались на Руси в средние века. Меха для киношных нарядов брали в основном натуральные (соболь, енот, бобёр, куница, белка, лиса). Некоторые костюмы шились в течение полугода.

- Нужно было работать в темпе, чтобы создать такие роскошные одеяния, - отмечает Галина Широкова, куратор выставки, главный хранитель музея "Стрелецкие палаты". - В фильме 200 персонажей, каждый из них переодевается минимум три раза. Добавим сюда огромное количество актёров массовки, второго плана и получим более тысячи предметов одежды. Вся работа над костюмами заняла около полутора лет.

На каждом персонаже в сериале трёхслойное облачение: рубаха, зипун и кафтан. По весу это 6-7 килограммов. Только на то, чтобы одеть артиста, зачастую уходило 40 минут.

- Конечно, актёры жаловались, - рассказала Metro Наталья Салтыкова, главный художник фильма по костюмам. - Говорили, что им жарко, спрашивали, зачем такие длинные рукава. Мол, это всё равно не видно, давайте что-нибудь снимем. Приходилось за ними следить.

По словам Натальи, сохранилось очень мало информации о костюмах XVI века. Художники провели немало времени в музеях за изучением старинных икон, парсун, летописей, советовались с историками. Порой помогали и сами артисты.

- Мы сшили царские туфли для Сергея Маковецкого, который играет Ивана Грозного, - продолжает Салтыкова. - Привезли ему в театр на примерку - велики. Что делать? И тут Сергей Васильевич как талантливый актёр придумал: "Это же, наоборот, здорово! Они мне позволят двигаться шаркающей походкой пожилого человека". В итоге новую обувь изготавливать не стали, Маковецкий снимался в этой. Владимиру Стеклову, исполнителю роли дьяка Щелкалова, костюм оказался впору, но не подошёл по образу, характеру. Сшили новый, а старый отдали какому-то эпизоднику.

Как рассказал на открытии выставки исполнительный директор Российского военно-исторического общества Александр Барков, телесериал уже вызвал небывалый интерес к эпохе Бориса Годунова:

- На нашем портале ежедневно 50 тысяч дополнительных запросов, связанным с Годуновым, или похожих по смыслу. Залог этого интереса - высочайшее качество телевизионного продукта, профессиональная работа коллектива художников. Их костюмы на экране словно оживают.

Выставка будет открыта до 1 августа 2019 года.