На заседании Московской городской думы был учреждён новый праздник – День столичного транспорта. Отмечаться он будет во вторую субботу июля. Metro публикует интервью главы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максима Ликсутова.

Какие планы стоят перед вами на ближайшее время?
Мы планируем продолжить развивать маршрутную сеть "Магистраль", улучшать качество транспортного обслуживания – сокращать интервалы движения транспорта, создавать новые маршруты, благоустраивать остановки. Продолжим создание транспортных схем в рамках программы "Моя улица" и улучшения движения в городе. Закупим почти тысячу новых автобусов и сто трамваев, уже начали испытывать электробус. Новый подвижной состав придёт в метрополитен на самую загруженную линию – Таганско-Краснопресненскую. В течение года мы получим 192 вагона "Москва" 765-й серии. Кроме того, запланированы работы по реконструкции и ремонту инфраструктуры метро.

На пригородном железнодорожном сообщении идут ремонт платформ и строительство дополнительных главных путей. Также мы продолжим развивать интеллектуальную транспортную систему и расширим использование технологий Big Data для хранения большого объёма данных о транспортной ситуации на дорогах Москвы.

Что ждёт МЦК?
Впереди два этапа: организация новых пересадок в тёплом контуре и развитие близлежащих территорий. В 2017–2018 годах совместно с ОАО "РЖД" мы планируем уменьшить интервалы движения поездов "Ласточка" до 4 минут, для этого пустим 13 дополнительных поездов.

Вы говорили, что МЦК превзошёл ваши ожидания...
На МЦК пассажиры пришли значительно быстрее, чем мы ожидали. Это говорит о том, что эта инфраструктура востребована. В среднем в день перевозится свыше
310 тысяч человек.

И эта цифра растёт?
Да, где-то на 3–5% в месяц. Потенциал у МЦК огромный. В ближайшие годы вместе с развитием прилегающих территорий и появлением новых рабочих мест пассажиропоток будет только увеличиваться. Но недостатка пассажирских мест не будет – провозная способность составляет 300 млн пассажиров в год. Мы рассчитываем, что за первый год работы МЦК воспользуется около 100 млн пассажиров. После ввода всех пересадок и развития территорий пассажиропоток будет расти и дальше. Серьёзный приток мы ожидаем с пригородных электричек.

В интервью Metro экс-глава Департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников сказал, что в будущем должна меняться жизнь вокруг станций...
Для снижения загруженности исторической части Москвы деловая активность постепенно перемещается из центра в другие районы – такова политика города.

МЦК способствует этому процессу, часть станций находится на территории бывших  промзон, которые ещё недавно были заброшены, а сейчас там идут комплексное благоустройство и застройка. Процесс можно сравнить с появлением Транссибирской магистрали, вдоль которой обустраивались территории, появлялись новые города.

Ещё один ключевой проект последнего времени – "Магистраль". Кто её разработал?
Специальная рабочая группа, состоящая  из сотрудников транспортного комплекса и транспортных организаций, а также эксперты и активные граждане.

В результате мы фактически вернули в центр города общественный транспорт, который стал востребован у пассажиров. Ввели выделенные полосы, в частности на Кремлёвском кольце, оптимизировали маршруты так, чтобы они стали удобными.

И людей в наземном транспорте стало больше?
Да, и это новые пассажиры, которых раньше не было. После ввода сети пассажиропоток вырос на 30%, сегодня ежедневно в будни "Магистралью" пользуются около 450 тысяч пассажиров.

Коллеги жалуются, что в некоторых местах после перехода на новые автобусы стало не хватать места.
Места меньше не стало. Во многом возмущение связано с тем, что "стало по-другому". Раньше ездил знакомый водитель и останавливался там, где нужно, часто нарушая ПДД. Сейчас это новый транспорт и остановки только в определённом месте. Мы ушли от небезопасных автобусов малой вместимости. В итоге количество мест увеличилось на треть за счёт того, что на маршруты вышли вместительные автобусы.
В начале 2016 года в Москве у частных перевозчиков ездил подвижной состав от 8 лет и старше. Благодаря реформе средний возраст автобусов теперь один год. Более того, у новых машин двигатели стандарта не ниже Евро 5. До этого экологические стандарты никто не контролировал.
Сегодня действует единая билетная система, автобусы новые и безопасные. Количество аварийных ситуаций с ними снизилось.

Каким вы видите транспорт будущего?
Информационная система позволит участникам движения обмениваться данными, принимать сообщения от светофоров.

Интеллектуальные системы смогут управлять движением, видеть каждую машину и помогать безопасно передвигаться. Будет всё более персонализированный подход – водитель будет получать смоделированные для него рекомендации. Например, как вовремя приехать на работу или успеть на учёбу, где "срезать" дорогу или выбрать общественный транспорт, которому будет отдаваться приоритет. Пассажир будет получать информацию по комбинации видов транспорта и оптимальным тарифам.
Уже сегодня наша интеллектуальная система может считать, сколько на дорогах Москвы машин, как они перемещаются, оценить частоту поездок, расстояние, корреспонденцию в движении. В этом плане у нас одна из передовых систем. Даже в Токио не знают, сколько одновременно в городе машин.

Что позволит приблизить такое "общение машин"?
Вопросов тут много, в первую очередь нужны единые стандарты по использованию информации и, конечно, согласие граждан предоставлять данные властям.

Сравните реальную динамику развития транспортных систем Москвы с другими городами.
Мы – номер один, по мнению международных экспертов. В Германии мэр Сергей Собянин получил премию ITF Transport Awards 2016 за достижения в области развития транспорта в категории пассажирских перевозок. Динамика, которая есть у нас, считается лучшей в мире и, уверен, будет лучшей ещё много лет.


18,9 млн поездок совершается ежедневно в рабочие сутки на общественном транспорте Москвы.

40 000 светофоров, 146 000 камер видеонаблюдения, 159 табло установлены в Москве.