Новости

"При взгляде на эту фигуру заболели мои глаза": история обнаженной "Девушки с веслом"

На выставке работ Наума Грановского в Москве можно увидеть этот и другие уникальные снимки
"При взгляде на эту фигуру заболели мои глаза": история обнаженной "Девушки с веслом"
Наум Грановский. Фото © галерея Люмьер; © РИА "новости"
Наум Грановский. Фото © галерея Люмьер; © РИА "новости"
Огромная статуя "Девушка с веслом". Фото © галерея Люмьер; © РИА "новости"; справочник "Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького"
Вера Волошина в парке в 1940 году. Фото © галерея Люмьер; © РИА "новости"
Фото почти готовой «Девушки» из мастерской Шатра. Фото газета "Советское искусство", 17 июля 1935 г.
Вышка пользовалась популярностью у молодых парашютистов. Фото Справочник "Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького"
Второй вариант статуи тоже изображал обнажённую женщину с веслом в правой руке, левая лежала на бедре. Фото справочник "Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького"
Наум Грановский. Фото © галерея Люмьер; © РИА "новости"1/6

В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка "Москва Наума Грановского 1920–1980". Здесь собрано более ста уникальных снимков, сделанных знаменитым фотографом. Один из них стал героем нашей рубрики "История в кадре"

Огромная статуя в фонтане

– "Московский летописец", "главный архитектурный фотограф СССР" – так называли Грановского даже его современники, – рассказывает нам куратор выставки Александра Анисимова. – Наум Самойлович не был москвичом, но так любил столицу, что на протяжении полувека снимал, как меняется облик города. Архитекторы, скульпторы ждали, чтобы именно Грановский приехал и запечатлел открыточные виды сооружений, которые появлялись в Москве.

В числе таких сооружений оказались и новые достопримечательности парка Горького, который открылся в 1928 году. Тогда программа развлечений и архитектурное наполнение парка были ещё довольно скудными.

Всё поменялось в середине 30-х. Александр Власов, будущий главный архитектор Киева и Москвы, разработал новый генплан парка, в соответствии с которым здесь предполагалось установить десятки скульптур. Вскоре парковые площади и аллеи украсили "Девушка с мячом", "Девушка на бревне", "Танцовщица", "Парашютистка", "Пионер со знаменем", "Пионер с винтовкой", "Пионер с противогазом", "Пионерка с луком", "Мальчик с рыбой". Но главной скульп-турой стала совсем другая.

"Если спуститься с Ленинской площади (она начинается сразу за центральным входом. – Прим. ред.) по одной из озеленённых лестниц и пересечь аллею, на которой высажены тысячи цветов и яркие цветочные панно, можно выйти к площади Фонтанов, – читаем в путеводителе по парку 1940 года. – Огромная статуя "Девушка с веслом" высится здесь среди фонтанов, окаймлённых чёрным лабрадором".

Её создал в 1934–1935 годах Иван Шадр. Он известен прежде всего как автор памятников Ленину и Горькому, а также скульптуры "Булыжник – оружие пролетариата", выполненной к десятилетию Октябрьской революции.

Трагическая судьба модели

Вера Волошина в парке в 1940 году.
© галерея Люмьер; © РИА "новости"; справочник "Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького"
Вера Волошина в парке в 1940 году.

Моделью для очередной работы Шадра стала юная спортсменка Вера Волошина, которую мастер увидел в бассейне Института физкультуры.

Её судьба оказалась трагичной. В начале войны 21-летняя девушка добровольно вступила в ряды Красной армии и попала в один отряд с Зоей Космодемьянской. В разгар Битвы за Москву Вера была ранена и схвачена немцами неподалёку от Наро-Фоминска. 29 ноября они повесили разведчицу в селе Головково. В тот же день в десяти километрах отсюда, в деревне Петрищево, была повешена Космодемьянская.

В 1994 году Волошиной присвоили звание Героя России.

"Нарочито жеманная поза"

Из-за излишней откровенности (статуя изображала обнажённую женщину) творение Шадра сразу стало объектом критики. Известный искусствовед Михаил Золотоносов считал, что тело напоминает моделей "секретных альбомов" и "секретных карточек" 1900-х годов, на которых запечатлены легко одетые дамы в похожих позах.

"Она своей нарочито жеманной позой напоминает будуарную статуэтку в увеличенном масштабе", – писала одна из основоположников советской ландшафтной архитектуры Милица Прохорова в статье 1937 года "Создать полноценный парковый ансамбль". "Фигура не создаёт цельного образа советской физкультурницы, не свободна от некоторых элементов эротического порядка и излишней стилизованности", – отмечалось в брошюре "Проблемы садово-парковой архитектуры" (1936).

Наиболее резко высказался югославский писатель Эрвин Шинко, гостивший в ту пору в СССР. "Мы заметили огромную фигуру, – вспоминал он. – Она должна была излучать весёлый нрав и силу, но она урод, каменное доказательство того, что каменотёс, которого избегают музы, не располагает даже самыми примитивными ремесленными способностями. Я спрятал бы эту фигуру, при взгляде на которую заболели мои глаза, с глаз долой или прикрыл бы".

Первый вариант скульптуры простоял в парке совсем недолго. По одной из версий, её посчитали не отвечающей "социалистическим реалиям". Рассказывали, что Сталин, рассмотрев "советскую Венеру", сказал: "Убрать! Увидят и дальше не пойдут".

– Эта легенда – чушь, – считает директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачёва. – Если бы Сталин говорил и делал всё то, что ему приписывают, получилось бы, что он жил 200 лет, не спал, не ел и вообще ничего не делал, кроме раздачи указаний. Статуя была из гипса и, видимо, быстро износилась. Кстати, советское искусство на первых своих этапах не страдало пуританством.

12 метров – такова была высота "Девушки" вместе с постаментом.

Крымский мост

Мост, соединяющий Зубовский бульвар с Крымским Валом, появился в 1938 году на месте старого моста, который отбуксировали в Подмосковье. Крымский – единственный висячий (позволяющий обойтись без дополнительных опор) мост через Москву-реку и, бесспорно, один из самых красивых. Он засветился в фильме "Летят журавли", воспет в популярной песне группы "Алиса".

Кстати, именно в районе будущего Крымского моста тургеневский Герасим сел в лодку, когда отправился топить Муму.

Парашютная вышка

Вышка пользовалась популярностью у молодых парашютистов.
Справочник "Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького"
Вышка пользовалась популярностью у молодых парашютистов.

35-метровую парашютную вышку возвели в парке в начале 30-х годов. Тема авиации была тогда невероятно популярна в СССР, Валерий Чкалов, Анатолий Серов и другие известные лётчики считались национальными героями. Вместе с лётными кружками массово появлялись и вышки. Сохранились даже кадры кинохроники 1936 года, где кто-то планирует с такой башни в парке Горького. Рядом располагалась Площадка авиации и Консультационный пункт по парашютизму. "Здесь проводятся беседы о достижениях и рекордах советских парашютистов, производится показ укладки и действия парашюта, а также обучение пользованию им", – объяснял путеводитель.

В начале 50-х вышка, изготовленная в основном из деревянных материалов, совсем обветшала и была снесена.

Новые девушки

Второй вариант статуи тоже изображал обнажённую женщину с веслом в правой руке, левая лежала на бедре.
справочник "Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького"
Второй вариант статуи тоже изображал обнажённую женщину с веслом в правой руке, левая лежала на бедре.

Уже в 1936 году опальную "Девушку" отправили на Украину, где она нашла пристанище в Парке культуры и отдыха Луганска.

Для Фонтанной площади Шадр создал второй вариант статуи из тонированного бетона. По свидетельству современников, она имела другую причёску, стала тоньше и романтичнее (именно этот вариант запечатлён на снимке Грановского, уверены в пресс-службе парка Горького). На сей раз моделью выступила гимнастка Зоя Бедринская.

В разных источниках можно встретить информацию, что эта скульптура погибла при бомбёжке в 1941 году. На самом деле она простояла до середины 50-х, когда была демонтирована в ходе послевоенной реконструкции парка.Просто на всевозможных плакатах и в брошюрах стали тиражировать "нейтральный" вариант "Девушки", который создал скульптор Ромуальд Иодко. Она была одета в купальник и лишена эротических намёков.

"Эта фигура девушки с веслом была одной из самых популярных скульптур своей эпохи, её можно было увидеть во всех парках культуры Советского Союза", – пишет в монографии "Парк Горького. Культура досуга в сталинскую эпоху" историк Катарина Кухер.

Ни одна из скульптур Шадра не сохранилась. В 2011 году уменьшенную копию статуи, слепленной с Веры Волошиной, установили на Пушкинской набережной парка Горького.

Звучат призывы восстановить её в прежнем масштабе и вернуть на историческое место.

– Это же символ парка, обязательно надо его воскресить, – считает Елизавета Лихачёва.

Однако, как сообщили Metro в пресс-службе парка, "таких планов на данный момент нет".