Новости

Питерские реставраторы для Москвы восстановили шедевр XVII века

Столешница была изготовлена во Флоренции
Питерские реставраторы для Москвы восстановили шедевр XVII века
Художник-реставратор Александр Андроханов за работой над столешницей. Фото фото предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина
Художник-реставратор Александр Андроханов за работой над столешницей. Фото фото предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина
Столешница второй половины XVII века с мозаиками pietre dure. Фото фото предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина
Столешница второй половины XVII века с мозаиками pietre dure. Фото фото предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина
Столешница второй половины XVII века с мозаиками pietre dure. Фото фото предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина
Столешница второй половины XVII века с мозаиками pietre dure. Фото фото предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина
Столешница второй половины XVII века с мозаиками pietre dure. Фото фото предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина
Художник-реставратор Александр Андроханов за работой над столешницей. Фото фото предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина1/6

Пушкинский музей готовится представить публике столешницу второй половины XVII века с мозаиками pietre dure. Этот термин означает технику резьбы по камню разных цветов, оттенков и геометрических форм.

Ценный памятник изготовила во Флоренции в Мастерской великого герцога целая группа художников. Эта столешница и четыре другие хранились в Дрезденской галерее, а в 1946 году были привезены в СССР в рамках так называемой компенсаторной реституции – политики возмещения от государства-агрессора. Спустя 12 лет они не вошли в список 1240 произведений искусства, которые Пушкинский музей вернул Германии.

Столешница второй половины XVII века с мозаиками pietre dure.
фото предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина
Столешница второй половины XVII века с мозаиками pietre dure.

Долгая реставрация
Пролежав десятилетия в запасниках, столешница требовала реставрации. Она длилась полгода. Увидеть шедевр, который никогда не демонстрировался публике, можно будет в феврале 2021 года на выставке итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо. Возможно, столешницу покажут и ранее в постоянной экспозиции музея.

Плоды вишни
Ягоды созданы из красного халцедона-карнеола с подложкой из подкрашенной металлической фольги, а листья – из мрамора. В христианстве вишнёвое дерево – символ искупления грехов, смирения и покорности.

Черноголовый щегол
Птица создана из нескольких материалов – чёрно-белого мрамора, белого халцедона, оранжево-бежевой яшмы и др.  Щегол, питающийся крапивой и чертополохом, в христианской традиции ассоциируется с мучениями Христа.

Айва
Айва выложена из халцедона. Символически айву связывают с женским началом и темой любви. Согласно указу Солона в Афинах, невеста перед тем, как ложиться в постель к мужу, должна была съесть кусочек айвы. Это увеличивало шансы на зачатие.

Гранат
Кожура выполнена из сицилийской яшмы. Гранат дарили молодожёнам, желая им многочисленного потомства.

Лилия
Цветок собран из сердолика. Красная лилия встречалась в садах достаточно редко из-за прихотливости в выращивании, но она, вероятно, могла быть у Медичи. Из-за цвета лилию принято ассоциировать с кровью Христа.

Попугай аратинга
Оперение птицы создано из зелёной яшмы и оранжево-красного арагонита. В средние века попугай символизировал непорочность и девственность, поэтому в изображениях райского сада часто появляется его образ. А вот кузнечик, саранча и все насекомые подобного вида (они тоже есть на столешнице) ассоциировались с разрушением и дьяволом, карой небесной.

ЭКСПЕРТ
Игорь Бородин
заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. А. С. Пушкина, художник-реставратор высшей категории
На столешнице изображён фантазийный рисунок, некий прообраз роскошного райского сада. У семейства Медичи во Флоренции были свои ботанические сады Боболи, где росли лекарственные и экзотические растения. Создание таких садов было увлечением итальянской знати. Правители и их гости любовались ими, получая необыкновенное эстетическое наслаждение. По их просьбе придворный художник и "перенёс" сады на столешницу. Это произведение очень высокого художественного уровня – как правило, подобные заказы изготавливались в течение многих месяцев, а иногда и лет.
С самого начала реставрации мы понимали: такие предметы требуют особого подхода. Именно поэтому после ряда консультаций мы пригласили к работе над столешницей реставраторов из Эрмитажа. Специалисты единственной в России Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня с радостью согласились принять участие в этом проекте. В течение полугода они приезжали к нам в музей, но часть работ провели в Санкт-Петербурге. В углах столешницы сохранились сердечки, изготовленные из очень дорогого камня – афганского лазурита. Одно из них оказалось утрачено, а два – частично повреждены. В процессе реставрации нужно было подобрать материал, который максимально близко по цвету и качеству соответствовал бы оригинальным.
Глядя на этот предмет искусства, хочется всё больше и больше рассматривать его композицию, рисунок и подбор камней.