Новости

Москвичам покажут богатства Вячеслава Зайцева

В Гостином Дворе открылась выставка "Ностальгия по красоте"
Москвичам покажут богатства Вячеслава Зайцева
Шляпки, напоминающие древнерусский шлем, впервые появились в коллекции «Тысячелетие Руси». Фото Василий Кузьмичёнок
Шляпки, напоминающие древнерусский шлем, впервые появились в коллекции «Тысячелетие Руси». Фото Василий Кузьмичёнок
«Модели» выстроены так, как будто выходят на настоящий подиум. Фото Василий Кузьмичёнок
«Модели» выстроены так, как будто выходят на настоящий подиум. Фото Василий Кузьмичёнок
Москвичам покажут богатства Вячеслава Зайцева. Фото Василий Кузьмичёнок
Москвичам покажут богатства Вячеслава Зайцева. Фото Василий Кузьмичёнок
Шляпки, напоминающие древнерусский шлем, впервые появились в коллекции «Тысячелетие Руси». Фото Василий Кузьмичёнок1/5

К 80-летию модельера Вячеслава Зайцева в Музее Моды в Гостином Дворе открылась выставка "Ностальгия по красоте"

Залы музея под сводчатыми псевдорусскими потолками превратились в сокровищницу Славы Зайцева. Роскошные кокошники, массивные золотые колье и перья райских птиц заняли свои места в витринах, манекены в пышных платьях выстроились вдоль окон, как модели на подиуме. Имперская роскошь с национальными мотивами – это тот фирменный лоск, благодаря которому можно безошибочно узнать работы Зайцева.

– У него очень добрый, искренний патриотизм, – рассказывает Metro сотрудник Музея Моды Михаил Комарков. – Всё это ему близко. Он сам из Иваново и использовал русские мотивы с самого начала. В 1956 году, после окончания техникума, его неудачно распределили на фабрику в Балашихинском районе, где Зайцев выпускает коллекцию для тружениц советского села. Он красит штемпельной гуашевой краской валенки, все телогрейки перекрашивает под павловопосадские платки. Это был скандал.

Однако через несколько лет  следующая коллекция уезжает с гастролями на Запад. Так Зайцев становится для европейцев "красным Диором".

– В 63-м году в Москву приезжают Пьер Карден вместе с главой Дома "Диор", и они приезжают именно ради Зайцева. И, как рассказывает Вячеслав Михайлович, это был ужас, потому что французы пришли к нему прямо в коммунальную квартиру в каком-то подвальном помещении, – продолжает Михаил. – После этой встречи у Кардена начинается отдельная дружба с Советским Союзом.

Несмотря на признание на Западе, дома реализовать задуманное было очень тяжело, в первую очередь из-за того, что советская промышленность не успевала за полётом фантазии модельера. Проблемы с реализацией идей не закончились и когда у Зайцева появился свой Дом моды. В 80-х он принёс эскизы портнихам, но они отказались ими заняться из-за сильной загруженности. Правда, через пару дней он встретил этих сотрудниц в нарядах, сделанных по его новейшим эскизам, – дамы успели отшиться для себя. Костюм от Зайцева был залогом модного, как бы мы сейчас сказали, лука.
Зайцев опережал моду.

"Я выбрал для себя свою религию – религию красоты – и ей служу!"
Вячеслав Зайцев

– Оказывается, что и ушанки на наши улицы вернул Зайцев. Коллекция сезона-2007/08 производит настоящий бум своими цветными ушанками, особенно женскими, – вспомнил ещё один пример Михаил. – После чего Дольче & Габбана повторяют это в своих коллекциях, правда уже в стиле хай-тек. И уже через европейскую моду ушанки возвращаются к нам.

Разноцветные ушанки, как и бесконечные вариации на тему русского костюма, можно увидеть на выставке. С боярской роскошью тут соседствуют и маленькие чёрные платья, и намёки на  знаменитые наряды европейских кутюрье – Зайцев смело смешивал узнаваемые образы, как исторические, так и современные.

Все экспонаты Зайцев отбирал сам, и в итоге в залах музея оказалась совершенно уникальная коллекция. До сегодняшнего дня большую часть этих нарядов могли видеть лишь немногие счастливчики, которым удалось попасть на закрытые показы.