Оказывается, у антисемитизма есть вполне объективные причины. Так считает историк и религиовед Юрий Табак

Лекция "Почему евреев все не любят?" прошла в Еврейском музее и центре толерантности. Внешность и манера говорить слушателей практически не вызывала сомнений в том, что тема имеет для них практический смысл. Да и лектор довольно быстро перешёл от "почему евреев не любят" к "за что не любят нас".

Причина антисемитизма номер раз, по словам Юрия Табака, коренится в древности – это отказ уважать чужих богов.

– У каждого племени тогда были свои боги, – напомнил Юрий Табак. – Когда одно племя побеждало другое, оно не сомневалось в реальности богов побеждённой стороны и даже уважало их. Но племя Авраама нарушило ход религиозной истории. Для монотеиста есть только один бог – других просто не существует.

И это сразу вызвало "недоумение" у всех окружающих. Племя иудеев оказалось в изоляции и стало придумывать себе свои правила и законы – не есть свинины,  молюсков, разделять мясное и молочное и тому подобное. После этого иудеи вынуждены были отказаться разделять с соседями трапезу, а это и сейчас является проявлением неуважения. Дальше больше – им приходилось селиться отдельно. Иудеи, по словам лектора, стали для всех чужаками. Потом отказались признать Христа, а когда через много веков иудеи стали единственным народом, которому, с точки зрения религии, позволено было давать деньги под проценты, их начали жечь вместе с долговыми расписками.

– Когда мы берём ипотеку, вы очень любите банк, – объяснял Юрий Табак. – А когда нужно отдавать первый взнос, мы перестаём его любить. Ростовщиков никогда не любили, но ростовщики тогда были евреями!

А потом, когда в 18-м веке евреям начали давать гражданство, они пошли частью во власть, а частью – в революционеры. К этому добавился социальный дарвинизм, а следом расизм. И кто же оказался внизу иерархии народов? Конечно, те самые, которые распяли Христа, забрали все деньги и командуют.

Но, по мнению Юрия Табака, историческими причинами всё не заканчивается. Евреи до сих пор отделяют себя от всех.

– Мы сами даём повод нас не любить, – говорит историк. – Поменьше национального чванства. Нужно менять в себе что-то, чтобы в общечеловеческом смысле  быть евреями с человеческим лицом.