На прошлой неделе приложение "Активный гражданин" установило новый рекорд – приняло 100-миллионное мнение граждан. Это достижение говорит не только о популярности проекта среди неравнодушных жителей Москвы, но и о доверии к городским властям.

Не зря сегодня проект насчитывает более 2 миллионов участников – это цифра сопоставима с населением таких стран как Латвия или Словения. И это при том, что проект ещё очень молод.

Четыре года успешной работы

Проект "Активный гражданин" был создан четыре года назад как площадка для проведения голосований. Тогда и сейчас каждый москвич может зайти на сайт и оставить свой голос (в электронной форме) по самым разным вопросам городского развития.

Таким образом, жители столицы сами решают, каким должен становиться наш город – касается ли это благоустройства двора или центральных улиц города, графика работы "Моих документов", или же выбора артистов на школьный выпускной.

За этот недолгий путь в четыре года, на площадке "Активный гражданин" было проведено более 3600 голосований и реализовано около 1900 решений. А это значит, что практически каждый день в городе воплощаются решения, принятые москвичами на проекте (порядка 30-40 в месяц).

Стоит отметить, что программа не только эффективно работает, реализуя решения москвичей, но и значительно ускоряет этот процесс. Поскольку для получения такого объёма обратной связи по традиционным каналам (письмам и обращениям граждан в правительство Москвы) потребовался бы 71 год. Только вдумайтесь: 71 год против 4 лет эффективной работы здесь и сейчас.

Электронный формат также более выгоден и с экономической точки зрения. Так, например, рыночная стоимость 1 анкеты в рамках классического соцопроса составляет 100 – 500 рублей.
Даже если взять взять минимальное значение в 100 рублей за анкету, сбор 100 миллионов мнений в рамках обсуждаемых вопросов обошёлся бы в 10 миллиардов рублей.

Среди уже реализованных решений по итогам голосований на проекте можно выделить следующие:

  • 7 сезонов программы "Миллион деревьев": озеленено почти 8 тысяч московских дворов, высажено почти 700 тысяч новых деревьев и кустарников;
  • Утверждение проектов благоустройства и оценка качества  проведённых работ более 100 парковых зон;
  • Утверждение 48 проектов благоустройства в рамках программы "Моя улица";
  • Благоустройство более 1 200 столичных дворов;
  • Выбор дизайна 8 новых станций московского метро;
  • Открытие на базе спортивных школ 11 Центров тестирования детей;
  • Утверждение стандартов детского отдыха, работы городских поликлиник, библиотек, МФЦ.
  • Выбор выпускниками московских школ артистов, которые выступают на их выпускном в Парке Горького.

Однако, несмотря на внушительные достижения, которыми "Активный гражданин" может гордиться уже сегодня, с каждым днём проект развивается, расширяя свой функционал.

Особое внимание уделяется повышению безопасности работы проекта, увеличению его производительности и повышению прозрачности работы. Ведь и город, и пользователи должны быть уверены в стабильности и надёжности работы этой системы, чтобы ни один общественный вызов не остался без ответа.

В 2016 году компания PriceWaterhouseCoopers (PwC) провела независимый аудит деятельности проекта "Активный гражданин". По результатам проверки не было выявлено никаких отклонений, а также нарушений, способных повлиять на ход и результаты голосования. Другими словами, все голосования на портале проходят честно.

Кроме того, сервис постоянно совершенствуется, чтобы быть удобным, прежде всего, для пользователей. Вот, как удалось продвинуться в этом направлении уже сегодня:

  • функционал, позволяющий пользователям, принявшим участие в голосовании, в режиме онлайн следить за дальнейшим ходом обсуждения и с актуальностью в 10 минут получать информацию об общем количестве участников голосования и распределении их мнений между вариантами ответов.
  • доступ к подробной статистике по каждому голосованию с распределением голосов по данным профиля (адрес, округ, район, род деятельности, пол, возраст, семейное положение, количество детей) и по времени голосования.
  • для возможности подтвердить достоверность общих итогов голосования публикуются  обезличенные  данные по общегородским голосованиям, а их участникам  предоставлена возможность проверить, как учтён их голос. Процедура проверки максимально удобна как для участников проекта, так и для незарегистрированных пользователей.  Каждый зарегистрированный на портале может самостоятельно проконтролировать, как учтен его голос.
  • размещение общего массива данных по прошедшим общегородским голосованиям на портале data.mos.ru (для незарегистрированных в проекте пользователей).
Узнать всю подробную информацию о проекте, голосованиях и их результатах можно на главном городском портале mos.ru (активная ссылка на портал), а также во всех городских учреждениях: школах, поликлиниках, центрах госуслуг "Мои документы", в территориальных отделениях соцзащиты.

Но и это ещё не всё. В ноябре 2017 года "Активный гражданин" первым среди всех IT-проектов Правительства Москвы перешёл на технологию блокчейн (она позволяет сделать процесс более прозрачным). После этого каждый желающий может в режиме реального времени следить за результатами голосования.

Блокчейн также помогает подтверждать уникальность голосующих.

Система поощрений

Помимо удобной системы, прозрачного процесса работы, доступности и современности, программа "Активный гражданин" имеет широкую систему поощрений для своих пользователей.

Всем участникам за прохождение голосований начисляются баллы. Набрав 1000 баллов, пользователь получает статус "Активный гражданин" и возможность обменивать их на услуги и полезные сувениры.

Участники проекта награждаются билетами в театры, музеи, на городские культурные и спортивные мероприятия. При этом всё это делается за счёт города. Таким образом власти Москвы благодарят своих жителей за интерес, ответственность и причастность к жизни столицы.

"Активный гражданин" в проекте Реновации

В прошлом году  "Активный гражданин" создал и успешно провёл голосование среди более чем миллиона жителей о судьбе их дома. Благодаря этому, каждый москвич смог высказаться: хочет он переезжать в новый дом или нет.

На основе собранных данных были составлены списки домов, попадающих под реновацию – домов, жители которых сами этого захотели.

Очень важно, что голосование проводилось максимально прозрачно и безопасно. Например, был создан механизм проверки голосов пользователей на возможность участия в голосовании по реновации – подтверждалась личность каждого участника, наличие права собственности или договора социального найма, были усилены меры информационной безопасности, а также приняты меры повышенной надежности (система обрабатывала до 2 тысяч запросов к серверу от пользователей в секунду).

При этом участники голосования могли оперативно отслеживать, как голосует их дом, а также проверить, был ли учтён их голос (вне зависимости от способа голосования - через "Активный гражданин" или путём очного голосования в центрах "Мои документы".

Новинки от "Активного гражданина"

 
Новинка этого года – сервис "Электронный дом". На площадке, организованной проектом "Активный гражданин", жители любого многоквартирного дома могут обсуждать общедомовые вопросы, а также сообщать соседям какие-то важные новости.

При этом темы для обсуждений жильцы выбирают сами: начиная с вопросов выбора уполномоченных лиц по открытию счетов на капитальный ремонт, заканчивая вопросами установки шлагбаумов во дворах или домофонов в подъездах.

Удивительно, ведь ещё в 2014 году обсуждение вопросов начиналось с общегородских голосований, доступных всем зарегистрированным пользователям. А уже сегодня участники проекта могут обсуждать точечные вопросы, важные для определённой группы жителей (например, по месту проживания, возрасту, полу, семейному положению и так далее). Это сильно экономит время и повышает качество результатов голосования.

"Активный гражданин" и международный опыт

 
Проект "Активный гражданин" по своим масштабам и охвату – не имеет аналогов в мире. Неудивительно, что успешным опытом заинтересовались и в других городах.

Так, например, в швейцарском городе Цуг этим летом пройдёт пробное муниципальное голосование по московской системе.

С помощью голосования власти города планируют проверить работоспособность запущенной в ноябре 2017 года системы digital ID (eID), которая позволит гражданам голосовать с помощью своих мобильных устройств (на данный момент в системе зарегистрировано 200 пользователей).

Горожане смогут рассказать, что они думают по поводу фейерверков для предстоящего музыкального фестиваля Lakeside, а также о том, должна ли система eID использоваться для голосования в будущем.

Поскольку предстоящее голосование пробное, его результаты не будут обязательными для городских властей.